Хорхоруни

История Цивилизаций Европы 3

История Германий 2 ..1800-2000 годы .. 3



Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (Герма́ния, или ФРГ; нем. Deutschland или Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере его естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Названо по этнониму племени — германцы.
Берлин — столица и резиденция правительства; некоторые министерства расположены в Бонне. Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — симметричная федерация. Государство состоит из 16 частично независимых земель. Германия является членом Европейского союза, принимает активное участие в НАТО (первые боевые действия после 1945 года — бомбардировка Югославии), входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Административное деление Германии

Земля Столица Немецкое название земли Немецкое название столицы
1. Баден-Вюртемберг Штутгарт Baden-Württemberg Stuttgart
2. Свободное государство Бавария Мюнхен Freistaat Bayern München
3. Берлин Берлин Berlin Berlin
4. Бранденбург Потсдам Brandenburg Potsdam
5. Свободный ганзейский город Бремен Бремен Freie Hansestadt Bremen Bremen
6. Свободный и ганзейский город Гамбург Гамбург Freie und Hansestadt Hamburg Hamburg
7. Гессен Висбаден Hessen Wiesbaden
8. Мекленбург — Передняя Померания Шверин Mecklenburg-Vorpommern Schwerin
9. Нижняя Саксония Ганновер Niedersachsen Hannover
10. Северный Рейн-Вестфалия Дюссельдорф Nordrhein-Westfalen Düsseldorf
11. Рейнланд-Пфальц Майнц Rheinland-Pfalz Mainz
12. Саар Саарбрюккен Saarland Saarbrücken
13. Свободное государство Саксония Дрезден Freistaat Sachsen Dresden
14. Саксония-Анхальт Магдебург Sachsen-Anhalt Magdeburg
15. Шлезвиг-Гольштейн Киль Schleswig-Holstein Kiel
16. Свободное государство Тюрингия Эрфурт Freistaat Thüringen Erfurt

Крупнейшими городами Германии являются Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Следующим по значимости является пятый по численности населения город Германии и финансовая метрополия Франкфурт-на-Майне, самый крупный аэропорт Германии. Это второй по размерам аэропорт Европы и первый по объёмам прибыли от грузовых авиаперевозок. Рурский бассейн — регион с самой высокой плотностью населения.
Федеративная Республика Германия по площади лишь немногим больше соседней Польши, но по численности населения в два раза превосходит её. В 2004 году 82,5 миллионов жителей. Германия —- самая населенная страна Евросоюза[2], и вторая по численности населения в Европе после Российской Федерации.
Как во многих развитых странах мира, рождаемость в Германии ниже уровня воспроизводства населения. Уже с 1972 года рождаемость в Германии стала ниже смертности. В 2004 г. на 1000 жителей родились 8,5, а умерли 9,9.
Годовой прирост населения за 2007 год — 0,12 %
Численность сельского населения — менее 10 %, почти 90 % населения Германии проживает в городах и прилегающих к ним урбанизированных районах.
Численность населения крупных городов (по данным на 2008 год): Берлин — 3424,7 тыс. чел; Гамбург — 1773,2 тыс. чел; Мюнхен — 1315,4 тыс. чел; Кельн — 996,7 тыс. чел; Франкфурт-на-Майне — 670,6 тыс. чел.
Подавляющее большинство — немцы (92 %). В землях Бранденбург и Саксония проживают лужицкие сербы (100 тыс)[источник не указан 30 дней], в северных районах земли Шлезвиг-Гольштейн — датчане (50 тыс)[источник не указан 30 дней]. В стране насчитывается 6,75 млн иностранных граждан, из которых 1,749 млн — турки, 930 тыс. — граждане республик бывшей Югославии, 187,5 тыс. граждане РФ и 129 тыс граждане Украины[3].
Начиная с 1988 г. в ФРГ из постсоветских государств на постоянное место жительства прибыли 2,2 млн переселенцев немецкого происхождения[4] и 220 тыс. человек контингентных беженцев[5] (включая членов их семей), составив таким образом одну из крупнейших русских диаспор мира[6][7].
Численность мусульманского населения Германии составляет 3,2 — 3,5 миллиона человек, хотя эта цифра иногда оспаривается. По некоторым другим данным, в Германии постоянно проживают 4,3 миллиона мусульман, из них примерно 63,2 процента — турецкого происхождения.[8]
Потерпев поражение во Второй мировой войне, Германия была разделена на зоны оккупации. В результате появились: на западе — Тризона Германии или Западная Германия, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ) — так называемая Боннская республика, на востоке — Советская зона Германии или Восточная Германия, с 1949 г. Германская Демократическая республика. В связи с попытками Франции отделить Саар от Германии, с 1947 по 1956 годы существовал также протекторат Саар (с 1957 года вошёл в состав ФРГ).
В 1990 году западная и восточная части Германии объединились.
Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены СССР с ГДР в 1949 году, с ФРГ — в 1995).
Берлин — столица ФРГ. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство офисов федеральных министерств, а также целый ряд главных офисов важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счётной палаты). Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская республика.
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.
Германский Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.
Ведомство федерального канцлера Германии в Берлине
Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Германский «скрытый» федерализм
'Говоря о форме государственного устройства, к Германии часто применяют термин «скрытое» федеративное государство.
Хотя Основной закон закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства
Например, граждане чаще всего решают вопросы через земельные власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности[12]).
Однако общественная жизнь регулируется большой частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства.
Итак, социальная и экономическая сферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. В данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.
С одной стороны, земельные органы управления, исполняют законы данной федеральной земли, что характерно для федеративного государства. С другой стороны, они исполняют большинство федеральных законов, что нетипично для федеративного государственного устройства [13]
Этапы реформирования федеративной системы
После принятия Основного закона в 1949 году власти ФРГ неоднократно предпринимали попытки усовершенствовать федеративную систему. Первая крупномасштабная реформа была осуществлена правительством «большой коалиции» (ХДС/ХСС-СДПГ) при канцлере К-Г. Кизингере в 1966-69 годах. В результате реформы переплетение интересов земель и федерального центра получило новое измерение.
В финансовой сфере был введён принцип «кооперативного федерализма», который станет одним из камней преткновения на современном этапе истории ФРГ.
При правительстве Шрёдера (1998—2005) была поставлена цель провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделать их более прозрачными для населения и менее зависимыми от сиюминутных партийных расчётов. Реформа была призвана перераспределить полномочия между центром и субъектами федерации, уточнить законодательную компетенцию между Бундестагом и бундесратом и в итоге повысить дееспособность государства в целом.
Число законов, требующих обязательного одобрения бундесрата планировалось сократить до 35-40 % за счёт изъятия законов о принципах администрирования всех земель из механизма согласования с бундесратом. То есть в будущем земли должны будут исходить из федеральных установок, что предполагает наделение ландтагов большей ответственностью.
В марте 2003 года Конвент по проблемам федерализма (в составе глав земельных парламентов и руководителей фракций представленных в них партий) одобрил «Любекское заявление», содержащее конкретные меры по модернизации федеративной системы.
17 октября 2003 года была создана Комиссия по федерализму, куда вошли тогдашний генсек СДПГ Ф. Мюнтеферинг и председатель ХСС и премьер-министр Баварии Э. Штойбер.
18 ноября 2005 года был подписан коалиционный договор ХДС/ХСС и СДПГ («Вместе за Германию — с мужеством и человечностью»), в котором были оговорены предложения данных партий по разграничению полномочий и ответственности между землями и центром.
7 июля 2006 года после одобрения бундесратом реформа вступила в силу.
Пакет нововведений охватывает следующие сферы:
1. Образование Теперь текущие вопросы образования отошли в компетенцию земель, причем им напрямую будут перечисляться средства из федерального бюджета. Это исключает нецелевое использование полученных средств.
2. Распределение доходов. Федеральные законы не могут ставить перед городами и общинами задачи, требующие от органов местного самоуправления дополнительных материальных расходов. Если федеральные законы вторгаются в компетенцию земель, эти законы обязательно должны быть получить согласие бундесрата.
3. Высшая школа. Полностью отошла в компетенцию земель. Федерация может участвовать в финансировании научных исследований, но лишь с согласия земель.
4. Охрана окружающей среды Федерация может разрабатывать рамочное законодательство, однако земли могут принимать решения, отходящие от него. При этом необходимо учитывать и нормативные акты ЕС по защите окружающей среды.
5. Бюджет Введение «Пакта стабильности по образцу ЕС». В связи с проблемой долгов земель, эвентуальные долговые санкции на 65 % лягут на плечи федерации, и на 35 % — на плечи земель.
6. Земельное законодательство В компетенцию земель вошли жилищное право, вопросы собраний, объединений и печати, пенитенциарная система, законодательство об охоте, часы работы магазинов, правила открытия ресторанов.
7. Борьба с терроризмом Исключительная компетенция федерации (Федеральное ведомство уголовной полиции), наряду с атомной энергетикой, регистрацией граждан, регулирование оборота оружия и взрывчатых веществ.
8. Государственная служба Компетенция земель[14].
15 декабря 2006 года стартовал новый этап реформы федерализма. Основные нерешенные на 1 этапе вопросы: уменьшение долгов земель, перекосы в финансовых отношениях федерация—земли и самими землями.
Суть проблемы в том, что все земли должны выполнять общефедеральные задачи, однако возможности у них для этого очень разные.
Поэтому в Конституции ФРГ (абз.2 ст.107) зафиксировано, что «законом должно обеспечиваться соразмерное выравнивание различий в финансовых возможностях земель; при этом должны учитываться финансовые возможности и потребности общин» Для этого существовала процедура выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, то есть часть средств «богатых» земель перераспределяется в пользу «бедных», иногда — с вливаниями и из федерального бюджета[15]
Формально федеративное государственное устройство в ФРГ имеет два уровня: федерация как целое государство и земли как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений федерации и земель — «кооперативный федерализм»; т.е. наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли: участие федерации в земельном финансировании. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель.
Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений в ФРГ связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями и реализацией принципа «равноценности» жизненных условий.
«Горизонтальное» выравнивание позволяет оказывать помощь слабо развитым регионам путём перераспределения доходов, которые федерация и земли получают совместно (корпорационный и подоходный налог). Подобное положение вызывает много нареканий, прежде всего со стороны либералов (СвДП, О. Ламбсдорф), которые выступают за снижение «благотворительной» роли государства.
С подобными предложениями согласны также и политики других партий. Например, премьер-министр Баварии Штойбер (ХСС) требует усиления регионализации, а премьер-министр Баден-Вюртемберга Тойфель (ХДС) — сократить число земель и увеличить легислатурные (законодательные) сроки.
Кратко их идеи по реформированию федерализма можно сформулировать так:

1. Присвоение каждому уровню своих налоговых полномочий; переход всех земель в статус «солидных финансовых единиц»;
2. Сокращение «горизонтального выравнивания» земельных бюджетов;
3. Отмена смешанного финансирования;
4. Уменьшение законодательной компетенции федерации в пользу земель путём ограничения полномочий центра такими сферами, как оборона, правопорядок, права человека, внешняя политика и «рамочное» регулирование вопросов экологии, экономики и социальной политики;
5. Существенное ограничение права вето Бундесрата. Общие принципы администрирования в землях были изъяты из тем законопроектов, требующих обязательного одобрения Бундесрата.
Поиски более эффективной модели федерализма осложняются в ФРГ тремя факторами: обострением противоречий между бедными и богатыми землями, наличием конкурирующих проектов крупных политических партий и потребностями европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с централизованным управлением (Англия и Франция), так и опыт федераций (ФРГ).[16]
См. также: Политическая система ФРГ, Политические партии ФРГ и Конституция ФРГ.
[править] Внешняя политика
Во внешней политике ориентированный на Запад канцлер ФРГ К.Аденауэр(1949-63) действовал согласно лозунгу идеолога южногерманского либерализма К.Роттека: «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы». Европейская политика Германии 1949-63 гг. как соотношение цели и средств делится на два этапа.
На первом этапе (с 1949 г. до середины 50-х гг.) она была средством, при помощи которого западная Германия планировала восстановить свою экономику, создать собственные вооружённые силы и добиться признания мировыми державами. Внешняя политика проводилась ради внутренней.
На втором этапе (с середины 50-х гг. по 1963 г.) теперь уже внутренняя политика проводилась ради внешней: Германия стремилась стать не просто независимым, но и сильным государством.[17] Европейская военная политика ФРГ в 1958-63 гг. основывалась на сближении с Францией (ось «Берлин-Париж») и отказе от плана «многосторонних ядерных сил», предложенного США. Подписание соглашения о немецко-французском сотрудничестве подвело черту под многовековым противостоянием этих государств.
Аденауэр признал установленное Петерсбергскими соглашениями международное управление промышленностью Рура, рассматривая это как основу будущей западноевропейской интеграции. В 1950 г. Аденауэр принял разработанный Р. Шуманом план создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Аденауэр также поддерживал идею создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), предложенную У.Черчиллем.
В 1952 г. был подписан Боннский договор, отменивший оккупационный статут и предоставивший ФРГ государственный суверенитет.
5 мая 1955 г. вступили в силу Парижские соглашения, важнейшим из которых стала договоренность о вступлении ФРГ в НАТО. Тем не менее, в то время суверенитет Германии нельзя было назвать полноценным: иностранные войска оставались на её территории, ФРГ была лишена права обладать многими видами стратегического оружия.[18]
В 1959 г. в Женеве прошла конференция четырёх держав: США, Великобритании, СССР и Франции, которая закончилась фактическим признанием существования двух немецких государств: ФРГ и ГДР.
Одним из важных приоритетов внешней политики ФРГ является углубление интеграции государств Евросоюза. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого начала преследовалась цель развеять послевоенный страх стран-соседей перед Германией и сделать излишними ограничения, введённые советскими оккупационными силами. С 1950 г. ФРГ стала членом Совета Европы, а в 1957 г. подписала Римские соглашения, которые стали фундаментом в создании Европейского союза: ФРГ вошла в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).
Итак, важными результатами европейской политики Западной Германии в 1949-63 гг. стали: признание суверенитета Германии и её статуса важного европартнера и начало формирования основ экономического могущества ФРГ.
Во время холодной войны внешняя политика ФРГ была сильно ограничена. Одной из главных её задач было воссоединение с Восточной Германией. Военно-политически Германия была тесно связана с блоком НАТО. На территории Западной Германии были размещены американские ядерные боеголовки.
Современная Германия по праву считается узловым центром как между Востоком и Западом, так и между Скандинавским и Средиземноморским регионами, странами Центральной и Восточной Европы.
С присоединением ГДР к ФРГ была устранена угроза использования ГДР в качестве плацдарма развёртывания иностранных войск, исключен риск превращения Германии в объект применения ядерного оружия, а также опасной игры «третьих стран» на противоречиях ГДР и ФРГ.[19]
До недавнего времени одним из самых спорных был вопрос о возможности использования германских вооружённых сил за пределами сферы совместной ответственности НАТО.
Согласно конституции ФРГ не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Это ограничение является предметом постоянных споров. Её вооружённые силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии и стран НАТО.
Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это стало возможным после решения Конституционного суда, допустившего использование ВС ФРГ для миротворческих миссий ООН, причем для каждого конкретного случая требуется согласие бундестага, которое до сих пор давалось только с временными ограничениями. При этом разрешается применение оружия только для самозащиты. Все попытки различных партий добиться от Конституционного суда пересмотра этого вопроса пока отвергались. Германские войска принимали и принимают участие в разрешении следующих конфликтных ситуаций:

* 1992—1996 — Операция SHARP GUARD с применением военных кораблей и самолетов-разведчиков в Адриатическом море против Югославии;
* 1993 — Операция сил ООН в Сомали UNOSOM II;
* 1999 — Война НАТО против Югославии (разведка и задачи по обеспечению);
* 2002 — 2007 — Война НАТО в Афганистане (разведка и задачи по обеспечению);
* с 2002 — Операция Enduring Freedom с участием военно-морского контингента в прибрежных водах Восточной Африки и Средиземном море;
* 2003 — с самолетами-разведчиками AWACS, с правом пересечения воздушного пространства Ирака, но без права оккупации.
* 2006 — Участие в вооружённой миссии ЕС по обеспечению выборов в Конго
* 2006—2007 — Охрана прибрежных вод Ливана с целью пресечения контрабанды оружия (в рамках миссии UNIFIL)
Преимущества[источник не указан 175 дней]: значимая европейская промышленная держава. Эффективная промышленность имеет выгоду от низкой инфляции (2,5 %). Рабочая сила имеет репутацию основательных и продуктивных работников. Сильные отрасли: автомобилестроение, тяжелая промышленность, электроника и химпром.
Слабые стороны[источник не указан 175 дней]: заниженная оценка затрат на модернизацию Восточной Германии. Высокие социальные затраты. Дефицит специалистов, особенно в области хай-тек; население все больше стареет. Стабильный уровень безработицы (11 %). Конкуренция со стороны быстро развивающихся стран Азии. Относительно небольшое количество малых фирм.
[править] Полезные ископаемые
Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося и на весь Центральноевропейский регион, — уголь, как каменный (Рурский бассейн), так и бурый. Поэтому её экономика сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг.
[править] Сельское хозяйство
Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Используется около 50 % территории, животноводство (крупный рогатый скот и свиноводство), зерновые культуры (рожь, овёс).
Германия является настоящей Меккой спортивных пород лошадей, которых в этой стране выведено более трёх десятков. Это тракененская, ганноверская, голштинская, ольденбургская, вестфальская, баварская верховая, мекленбургская верховая, гессенская и т. д.
[править] Винодельческая промышленность
Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше — вина Испании.
На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции.
Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.
[править] Экспорт вина
В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте — рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари прилагают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.
[править] Валовой национальный продукт
С уровнем ВВП, превышающим 2,585 триллионов евро, Германия находится на пятом месте в мире (после США, КНР, Японии и Индии). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany. По уровню жизни страна занимает 23 место в мире, согласно Human Development Index.

* Доля Германии в мировом ВВП — 8 %
* Доля Германии в ВВП стран Евросоюза — почти 30 %
* ВВП на душу населения — примерно 25 тыс.долларов
* Дефицит государственного бюджета на 2006 год — 1,7 %
* Государственные расходы в Германии составляют до 50 % ВВП страны.
* На предприятия малого и среднего бизнеса в Германии приходится примерно 70 % рабочих мест и 57 % произведенного ВВП.
* В общем ВВП на промышленность приходится — 38 %, на сельское хозяйство — 2 %, на сферу услуг — 60 %.
* теневой сектор экономики равен приблизительно 15 % от ВВП

[править] Часовая промышленность
Германия занимает далеко не последние места по объёмам и качеству производимых в стране часов и часовых механизмов. Центром часовой промышленности Германии является небольшой городок Гласхютте (Glashutte). Здесь сконцентрирована большая часть фабрик, производящих наручные часы и механизмы к ним. Также важным звеном часовой промышленности являются производители интерьерных часов и механизмов к ним. Самые известные из них: Hermle и Kieninger
[править] Транспорт
Основная статья: Транспорт в Германии
Основу транспортной системы составляют железные дороги, перевозящие в год около 2 млрд пассажиров. Их протяженность — более 39 тыс. км.[20] Некоторые дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов InterCityExpress. На начало 2003 г. в ФРГ было зарегистрировано 53 млн автомобилей (в том числе легковых). Автодороги всех классов составляют более 230 тыс. км., автобаны — около 12 тыс. км. Торговый флот ФРГ насчитывает 2200 современных морских судов.
[править] Германия: непростой выбор между национальными интересами и общеевропейской энергетической политикой
Как отмечает С. Жизнин, в рамках политических и торгово-экономических отношений РФ с ФРГ взаимодействие в ТЭК занимает приоритетное место. В этой сфере проявляется взаимодополняемость экономик России и Германии и взаимная заинтересованность двух сторон в дальнейшем развитии этих связей. Именно здесь формируется основа долгосрочного стратегического партнерства между Россией и Германией, а в более широком контексте — между Россией и Евросоюзом.[21]

Существует несколько основных подходов к вопросу о том, как соотносятся между собой энергетическая политика Германии с политикой Евросоюза и России.

Сторонники первого подхода утверждают, что Россия, предложив Германии роль «энергетического перевалочного пункта», поставила Германию в весьма щекотливое положение перед европейскими партнерами: «Российские авансы подвергают Германию повышенной потребности оправдываться перед европейскими соседями, которые опасаются германо-российского энергетического альянса…Северо-Европейский газопровод снижает относительный экономический и политический вес транзитных стран — Белоруссии, Польши и Украины — и одновременно усиливает по отношению к ним властные позиции „Газпрома“», — полагает Р. Гётц.
Таким образом сторонники данного подхода отмечают, что перед ФРГ возникла задача рассеивания недовольства других стран в связи с тем, что эта страна в энергетических отношениях с Россией намерена идти «особым путём».[22]
Ш. Майр полагает, что для обеспечения надёжности поставок газа Германии необходимо действовать в рамках общеевропейской энергетической политики, основными задачами которой являются создание единого европейского либерализованного рынка, развитие международной инфраструктуры, отказ государств от протекционизма в энергетической сфере, создание стратегических запасов газа и развитие общеевропейского механизма урегулирования кризисов и диверсификация источников поставок газа.[23]
Б. Биддер заявляет, что проектом «Северный поток» «государственный концерн России Газпром берёт Европу в оборот…, и в случае начала поставок газа по данному маршруту окончательно потерпят неудачу все попытки сделать Европу менее зависимой от русского газа»[24]
Одним из немногих германских аналитиков, выступающим за развитие энергетического партнерства Германии и России, является Александр Рар. А. Рар осуждает помешательство европейцев на минимализации «энергетической зависимости» от России в ущерб энергодиалогу с Россией: «Если европейцы упустят исторический шанс взаимопроникновения экономик своих стран и России, то в XXI веке пользоваться российским сырьем будут динамично развивающиеся Китай и Индия». Рар характеризует Россию как важнейшее действующее лицо в обеспечении энергетической безопасности Европы.[25]
Новость о строительстве нового газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря и напрямую свяжет российских и германских потребителей газа, вызвала бурную реакцию политической и бизнес элиты Европы. Это событие означает перемены в политических взаимоотношениях России и Германии с одной стороны, а с другой — России и ЕС в целом. Считается, что в проекте «Северный поток» тесно переплелись политические и экономические, общеевропейские и двусторонние российско-германские интересы.
Германия первой поддержала проект Северного потока по следующим причинам:

* Этому способствовал невероятно быстрый рост цен на энергоносители, а также стагнация германской экономики, угрожающая ей серьёзным экономическим и политическим кризисом.
* Свою роль сыграли личные отношения между лидерами России и Германии. На газовых рынках обеих стран лидирующие позиции занимают крупные государственные компании: «E.ON Ruhrgas», «Wintershall Holding» в ФРГ и «Газпром» в России. Протекционистская политика и личные связи Шрёдера и Путина способствовали тому, что эти крупные германские компании заняли привилегированные позиции при подписании соглашения о «Норд-Стриме».
* После расширения Евросоюза новые члены — страны Центральной и Восточной Европы — рассчитывали на роль стран-транзитёров российского газа. Разумеется, Германия сама была не прочь занять столь выгодное геостратегическое положение. «После сооружения этого газопровода Германия станет главным распределителем российского газа в Европе».
Многие европейские аналитики критикуют политику Шрёдера (1998—2005) в отношении России. По их мнению, Шрёдер использовал личные связи с администрацией Путина для развития российско-германского партнёрства в энергетической сфере, в частности, в запуске проекта «Северный поток». Личная заинтересованность Шрёдера в проекте «Норд-Стрим» объясняется также тесными связями правительства Шрёдера с бизнес-элитой ТЭКа Германии. Между тем, Шрёдер увидел в российском предложении не только возможность связать определённые компании взаимовыгодными контрактами, но и политическую перспективу.
В. Милов, президент Института энергетической политики, оценивает роль Шрёдера как «политического тяжеловеса европейского уровня, который будет продвигать проект Северный поток в Европе». [26]
«Превосходство экономики над политикой и политика, основанная на личной заинтересованности», — так характеризует правительство Шрёдера Кирстен Вестфаль. По мнению аналитика, политика правительства Шрёдера в 1998—2005 гг. была дрейфом от многостороннего общеевропейского подхода к односторонней погоне за прибылью.[27]
Тем не менее, «особые отношения» между двумя государствами и их лидерами всё-таки принесли свои плоды. Многие страны Евросоюза теперь воспринимают Россию как самостоятельного игрока и партнера. Однако в Европе до сих пор существует очень сильное политическое лобби, которое боится России, аргументируя это тем, что «Газпром» является государственной монополией и, следовательно, ему вообще не место на либерализующемся и демонополизированном европейском рынке. «Дело в том, что в Европе не ждут ни российской конкуренции, ни русского экономического гиганта», — комментирует А. Рар.
Итак, с одной стороны, при Шрёдере «особые отношения» России и Германии получили новое политико-экономическое измерение в ущерб согласованной европейской политике. С другой стороны, именно благодаря им на повестку дня в отношениях России и Евросоюза вышли экономические аспекты сотрудничества, и Евросоюз признал статус России как страны с рыночной экономикой в 2002 году
«Строительство нового газопровода — это большой прорыв в пользу тех сил, которые выступали за более тесные отношения с Россией, за то, чтобы подключить Россию к большим европейским процессам», — полагает А. Рар.[28]
Говоря о роли личностного фактора в развитии стратегического партнерства России и Германии в области энергетики, стоит упомянуть недавнюю встречу А. Меркель с В. Путиным и Д. Медведевым, на которой также обсуждался проект Северного потока.
«Важный итог визита Меркель в Москву — выработка общей позиции по реализации проекта газопровода „Северный поток“ и развитию экономического взаимодействия. Меркель понимает, что в мире и Европе есть много не решаемых без участия России проблем. Тем более, если речь идет об энергетической безопасности континента, и Германии в том числе. А энергетическая безопасность сегодня в значительной степени больше политическая, чем частная экономическая проблема», — заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.[29]
Германские приоритеты двустороннего стратегического русско-германского сотрудничества и широкая вовлеченность государства в конкретные проекты в энергетике привели к преобладанию принципов геополитики на региональном рынке над принципом многостороннего европейского сотрудничества. Особую роль в развитии «особых отношений» России и Германии сыграла личная заинтересованность Шрёдера в проекте, что объясняется тесными связями правительства Шрёдера с бизнес-элитой ТЭКа Германии. Стало очевидно, что Германия строит свою политику прежде всего исходя из национальных интересов, отодвигая европейскую общую энергетическую политику на задний план. В то же время, именно благодаря «особым отношениям» России и Германии на повестку дня в отношениях России и Евросоюза вышли экономические аспекты сотрудничества, и Евросоюз признал статус России как страны с рыночной экономикой в 2002 году.
Стоит признать, что Германия не учла интересы новых стран-членов ЕС, оставшихся в стороне от такого важного проекта, как Северный поток из-за желания играть роль основного «распределительного центра» российского газа европейским потребителям.
Из-за реализации проекта Польша, Латвия, Литва и Эстония утратят свое геополитическое положение транзитных стран, станут более зависимыми от установленных в ходе переговоров Германии и России цен, сроков и объёмов поставок газа. Итак, проект Северный поток подлил масла в огонь и так непростых отношений России с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.
[править] Занятость населения
В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса. С 2006 года наблюдается снижение уровня безработицы. Согласно официальным данным, в 2006 году среднее число безработных составляло 4,49 млн (10,9 % трудоспособного населения Германии). Это на 370 000 меньше, чем в 2005 году.[30]
О становлении рыночной экономики и индустриализации в Германии за последние 200 лет можно прочитать в книге «Модернизация Европы» (глава «Германия»).
[править] Профсоюзы Германии
Среди европейских моделей социального партнерства одной из самых успешных и стабильных является германская.
Формирование системы социального партнерства в Германии берет свое начало в конце XIX века. Важную роль в Германии играют традиции взаимодействия социальных партнеров, опыт бесконфликтного решения проблем, высокой гражданской сознательности. К середине XX века была разработана система, включавшая страхование от безработицы, государственные меры по содействию занятости, переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей (тарифная автономия) и т. п.[31]
«Германская» модель предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Согласно Основному закону «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством» и путём принятия соответствующих законов государство в значительной степени определяет рамочные условия в области социально-трудовых отношений.[32]
Итак, Государство способствует созданию необходимых условий для разрешения конфликтов, и законодательно распространяет коллективные договоры на «неюнизированных» занятых.
Трудовое законодательство Германии также находится на высоком уровне развития. Одной из особенностей германских профсоюзов является то, что на предприятиях Германии нет первичной профсоюзной организации, а есть представитель профсоюза. Он состоит в производственном совете предприятия. Производственный совет предприятия налаживает контакты между администрацией и профсоюзами. В отношениях между работодателями и работниками эти советы не имеют права вставать на чью-либо сторону. Они не могут организовывать забастовки, и призваны отстаивать интересы компании в целом. Такие производственные советы есть во всех отраслях экономики.[33]
В Германии 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов, входят в Объединение Немецких Профсоюзов (DGB)

Объединение немецких профсоюзов — самая крупная (6,6 млн членов) и влиятельная профсоюзная организация Германии, созданная ещё в 1949 году. Объединение Немецких профсоюзов представляет интересы рабочих в частном и общественном секторе, служащих и чиновников. Оно состоит из восьми отраслевых профсоюзов:

* промышленный профсоюз «Строительство-Аграрное хозяйство-Экология» (IG Bauen-Agrar-Umwelt);
* промышленный профсоюз «Горное дело, Химическая промышленность, Энергетика» (IG Bergbau, Chemie,Energie);
* профсоюз «Воспитание и Наука» (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft);
* промышленный профсоюз «ИГ Металл» (IG Metall);
* профсоюз «Питание-Деликатесы-Рестораны» (Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten);
* профсоюз Полиции (Gewerkschaft der Polizei);
* профсоюз Железнодорожников TRANSNET
* Объединенный профсоюз работников сферы услуг (Verdi)
В своей программе Объединение германских профсоюзов придерживается идеи социальной солидарности, то есть выступает за справедливое распределение рабочих мест и доходов, социальных субсидий, льготы, развитие фондов накопления, борьбу с безработицей, равные шансы на успех независимо от происхождения, цвета кожи и пола — доля женщин в ОНП — 31,9 %.
В экономике ОНП поддерживают концепцию социальноориентированной рыночной экономики, отвечающей интересам сложившихся общественных структур.[34]
ОНП является членом Европейской профсоюзной конфедерации, Международной конфедерации свободных профсоюзов, Совещательного комитета при ОЭСР и представляет германское профсоюзное движение в ЕС, ООН, МВФ, ВТО и МОТ.
Их лозунг — «Сохранить социальное государство через реформу» Среди других приоритетов можно назвать развитие инфраструктуры и государственного сектора коммунальных услуг, поддержание высокого качества жизни. Особая роль в этом, по мнению ОНП, принадлежит государству: активное государственное вмешательство служит гарантом социального порядка и справедливости.
ОНП выступают против всеобщей приватизации и дерегуляции и призывают к перераспределению ответственности по регулированию рынков между профсоюзами и государством. Необходимо ограничить приватизацию, чтобы граждане не расплачивались за ошибки государства, связанные с продажей в частные руки высокодоходных бизнес-сфер.
Государственный сектор должен также решать вопросы экологии и задавать нормы в экономической и социальной сферах.
Особо подчеркивается роль местного самоуправления в общественной жизни как формы участия граждан в политике. Создание рынка доступного жилья, учитывающего возможности людей с низкими доходами- одна из основных задач государственного «социального строительства».
Ключевые задачи социальной политики:

* Гарантия возможностей трудоустройства
* Предотвращение бедности и связанной с ней социальной изоляции
* Интеграция инвалидов, предотвращение их социальной и профессиональной изоляции
* развитие доступного здравоохранения, поддержка семьи, школьного образования.
* защита пожилых, развитие системы фондов социального страхования (фонды накопления), повышение социальных выплат (увеличение федеральных пенсионных субсидий), льготы, фонды накопления, борьба с безработицей.
Германский союз чиновников и тарифный союз (DBB)
(Федеральный председатель — Питер Хэзн)
«Близость — наша сила» — утверждает о себе Германский союз чиновников. DBB представляет тарифно-политические интересы служащих государственного сектора и частного сектора. Профсоюз насчитывает более 1,25 млн членов. Этот профсоюз поддерживают 39 других профсоюзов и 16 государственных организаций.
Название недавней программы профсоюза — «Вызовы будущего — создавая возможности». DBB заявляет, что для него «Люди на первом плане», и призывает к борьбе с сокращением рабочих мест. Профсоюз позиционируют себя как объединение реформаторов. «Реформы не через экономию средств… Прежде всего права людей. Важен каждый индивид» DBB, как и ОНП, выступает за равные возможности для всех, особенно в вопросах гендерного равенства (например, в DBB состоят 320 000 женщин и 150 000 представителей молодёжи в возрасте 16-27 лет)

DBB выражает озабоченность наметившимся дефицитом государственного финансирования.
В 2003 году Конгресс Союза в Лейпциге DBB представил программу «Реформистская модель XXI века». В ней содержатся предложения по долгосрочной, дружественной по отношению к гражданам реконструкции государственного управления.
DBB предлагает «новую модель карьеры»:

* В соответствии с образованием и опытом каждый может занять подобающий пост
* Гибкий график работы
* Реформа трудового законодательства о зарплате и рабочем времени
* Против лозунгов типа «увеличим рабочие часы, откажемся от государственных праздников»
* Сохранение рабочих мест для рабочих и служащих
* защита доходов населения в соответствии с экономической ситуацией в стране
* распространение условий труда западногерманских земель на восточногерманские (высокая зарплата, социальные гарантии, фиксированная рабочая неделя и т. п.)
* Организация работы служащих в соответствии со способствующим успеху и производительности труда должностным правом
* оплата, соотнесенная с производительностью труда
* автономия в переговорах по поводу повышения зарплаты и всесторонних трудовых договоров во всей стране
* Высокопроизводительное и гуманное управление принятыми на работу служащими[35].
Профсоюз тесно сотрудничает с ЕС в вопросах трудового законодательсва. В 1991 году DBB участвовали в создании Европейской конфедерации профсоюзов (8 млн членов)
Ассоциация Христианских профсоюзов Германии
Данный профсоюз представляет интересы религиозных работников и чиновников. Ассоциация Христианских профсоюзов Германии (CGB) — третье по величине объединение профсоюзов в ФРГ. Под его началом работают 16 отдельных тарифных переговорных сторон самых различных отраслей, таких как железные дороги, гостиничное дело или сельское хозяйство. CGB выступает за распространение христианских ценностей на трудовую жизнь. В своей программе CGB подчеркивает, что CGB-добровольное объединение самостоятельных профсоюзов. Основные приоритеты CGB:

* реализация христианско-социальных ценностей в работе, экономике, государственной жизни и обществе
* защита социально уязвимых слоев населения, общественное единение.
* свобода объединений/союзов в соответствии с Основным законом (рабочие могут выбирать любого представителя для защиты своих интересов)
* поощрение профсоюзного плюрализма в Европе и ФРГ
* Права и свободы человека- главная ценность правового государства, против всех видов экстремизма
Профсоюз также выступает за развитие модели социальной рыночной экономики, сочетающей преимущества конкурентной экономики с социальной ответственностью. CGB призывает развивать социальное партнерство работников и работодателей. Личная производительность — это основа для справедливой оценки работы. Особое внимание должно уделяться людям с ограниченной трудоспособностью.[36]
Что касается христианских ценностей, воскресенье должно оставаться днем отдыха как важная основа христианского уклада жизни.
CGB выступает за минимальное государственное вмешательство в тарифную автономию. Задачей по-христиански-социальной тарифной политики является обеспечить справедливое участие в общественном производстве рабочим.
является основой общества, необходимо активизировать социальную политику по поддержке института семьи.
Сохранение и создание рабочих мест определяют тарифную политику CGB. CGB исключает политические забастовки как средство отстаивания интересов рабочих, и выступает в защиту прав рабочих в участии управлении предприятием и за справедливую налоговую систему, «нагружающую все общественные группы соответственно их платежеспособности».
Расширение Европейского сообщества ставит ФРГ перед большими вызовами, прежде всего в экономической и социальной политике. CGB выступает за выравнивание условий жизни всех стран ЕС с учетом особенностей государств-членов.
Объединенный профсоюз работников сферы обслуживания
Насчитывает свыше 2 млн членов. Представительство наемных работников было вызвано к жизни в 2001 г. путём слияния пяти отдельных профсоюзов из сфер экономики: финансовые услуги, муниципальные службы, логистика, торговля и СМИ. Состоит из 13 отраслевых подразделений и обширных сетевых организаций[37]
Существовавшая в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Ещё в 80-е годы XIX века при Бисмарке были приняты три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год).
В начале XX века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) назначалась шахтерам с многолетним стажем работы.
Современная модель социальной защиты ФРГ сформировалась под влиянием перемен, произошедших в 50-60 годы XX века в ФРГ и изменялась в результате прихода к власти каждой новой партии.
Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики ФРГ после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Термин «социальная рыночная экономика» ввел Мюллер-Армак. Л. Эрхард был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и её конкретной реализации в форме экономической модели ФРГ. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо». Итак, согласно Л. Эрхарду, государство должно оказывать социальную помощь сообразно моральным установкам общества (самым уязвимым и малообеспеченным слоям населения — инвалидам, сиротам, многодетным семьям, пенсионерам), но поддерживать конкуренцию и бороться с иждивенческими настроениями.
После отставки канцлера Л. Эрхарда, во внутренней политике был отдан приоритет кейнсианским методам экономического стимулирования. государство взяло на себя роль распределителя национального дохода.
Во время бурного экономического роста из-за нехватки рабочих рук был разрешён въезд в страну гастарбайтеров из юго-восточной Европы, их к середине 1970-х годов в стране проживало около 4 миллионов (11 % рабочей силы), возросли социальные расходы государства, что после нефтяных кризисов легло тяжелым бременем на государственную казну. Государство приняло меры по ограничению иммиграции, что спровоцировало повышение налогов. Для восстановления экономической стабильности были приняты законы о защите от увольнений и тарифной автономии. Это привело к тому, что на рынке осталось только три крупных игрока: государство, профсоюзы и работодатели. Это ослабило конкуренцию и дало возможность профсоюзам требовать повышения заработной платы, уменьшения рабочей недели и т. п. Ещё одной особенностью этого периода можно является стремление государства осуществлять перераспределение доходов не по вертикали (уменьшать дифференциацию общества), а по горизонтали (внутри среднего класса).[38]
Рассмотрим основные характеристики современной модели социальной защиты ФРГ.
Во-первых, принцип профессиональной солидарности. Создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль.
Во-вторых, принцип перераспределения. Этот принцип применяется по отношению к незначительной части малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на получение такой помощи принадлежит лицам, имеющим особые заслуги перед государством (например, государственным служащим или жертвам войны).
В-третьих, принцип вспомоществования. Он является непременным элементом системы социальной защиты, поскольку предыдущие принципы не учитывают все страховые риски. Согласно принципу вспомоществования, социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме, если у него нет возможности самостоятельно поправить свое материальное положение.[39]
В-четвёртых, принцип самоуправления страховых учреждений Германии. Итак, управление системой социального страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Интересно отметить, что для системы социальной защиты ФРГ характерно разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты, а относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования (помимо него есть и частное, разумеется) производится по смешанной системе: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Особое положение занимает лишь страхование от несчастных случаев, которое финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении у органов социального страхования финансовых затруднений гарантом выполнения их обязательств выступает государство, что говорит об особой роли органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.
На современном этапе истории прежняя модель социально-экономического развития ФРГ переживает кризис. Налоговое бремя достигает 80 % от дохода населения, наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит хронический характер, распределение доходов осуществляется неэффективно и непрозрачно, качество общественных услуг не соответствует требованиям времени. Из-за старения населения (его прирост в 2000 г. составил всего 0,29 %) расходы на социальное обеспечение неуклонно растут.[40] Высокий уровень пособий для безработных порождает иждивенческие настроения в обществе. На фоне падения темпов экономического роста безработица стала острой проблемой в ФРГ (на начало 2002 г. зарегистрировано свыше 4 млн безработных).
Крупные компании, искусно пользуясь лазейками в законодательстве для уменьшения налогов, зачастую добиваются для себя привилегий. В пенсионной сфере была неофициально провозглашена политика «договора поколений», когда пенсионные отчисления производятся из доходов работающего населения. Учитывая старение населения ФРГ, налоговая нагрузка резко возрастает, и средств для выплат из пенсионного фонда не хватает. Проблемы возникают в отношении тех слоев населения, которые не имеют постоянной работы и соответственно не имеют права на получение страховых пособий, при этом а уровень государственного вспомоществования крайне невелик. Поэтому эти категории вынуждены рассчитывать на местные благотворительные организации и общественную помощь. Соответственно, корпоративная модель социальной политики ведет к появлению «двойного общества».
[править] Культура
Основная статья: Культура Германии
[править] Образование
Образование в Германии — это прерогатива правительств Земель. Как правило, образование находится в ведении земельных министров культуры. На федеральном уровне образование координируется Конференцией земельных министров культуры.
Школьное образование в Германии всеобщее и бесплатное. Обязательно 9-летнее образование. В целом система школьного образования рассчитана на 12—13 лет. На сегодняшний день в Германии около 50 тысяч школ, в которых обучается более 12,5 млн школьников. Система школьного образования подразделяется на три ступени: начальное, среднее I и среднее II.
Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе (Grundschule). Обучение в начальной школе продолжается четыре года (четыре класса), нагрузка составляет от 20 до 30 часов в неделю. В начальной школе на 2008 год училось примерно 3 млн школьников.
Образование второй ступени (среднее I) продолжается до 10-го класса.
После начальной школы происходит разделение детей, в основном по способностям, на три разные группы. Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемой «главной школе» (нем. Hauptschule), где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы — подготовка к профессиональной деятельности. Здесь даётся базовое образование. Средняя нагрузка 30-33 часа в неделю. После окончания главной школы молодой немец начинает работать или продолжает обучение в системе профессионального образования. Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» (нем. Realschule) и обучаются там 6 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии.
В гимназии школьник получает образование классического типа. После окончания гимназии даётся аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет.[41]
Среднее образование второй ступени (среднее II) осуществляется только в гимназии в 11-м и 12-м классах. Ученики тринадцатого класса гимназии считаются абитуриентами. В тринадцатом классе гимназии ученики готовятся к учёбе в высших учебных заведениях. По окончании тринадцатого класса гимназии ученики сдают экзамены по основным школьным предметам (нем. Abitur). Уровень обучения в 12-м и 13-м классах и уровень выпускных экзаменов в гимназии очень высок и по Международной классификации стандартов образования ЮНЕСКО ISCED соответствует уровню 1-2 курса высших учебных заведений стран с десятилетней или одиннадцатилетней системой школьного образования (например, России). Средняя оценка всех экзаменов абитура является важнейшим критерием для получения места для обучения в высшем учебном заведении. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения Германии не проводятся. Прием осуществляется в соответствии со средней оценкой в аттестате, а также с учётом некоторых социальных факторов. Если на обучение в высшем учебном заведении претендентов больше, чем мест, то принимаются лучшие, а остальные записываются в очередь; они могут получить место для обучения в следующем году.
Школьное образование в Германии подвергается критике из-за слишком раннего разделения детей на способных и не способных. Ученик, который после начальной школы попадает в «главную школу», не имеет шансов в дальнейшем получить хорошее образование и не имеет шансов продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Среднее образование в Германии представлено профессиональными училищами, специальными профессиональными училищами и высшими специальными училищами.[41]
ФРГ подвергается постоянной критике со стороны Организации экономического сотрудничества и развития за её политику в области образования. Правительство пока не принимает мер по устранению выявленных проблем в системе образования. По подсчётам Организации экономического сотрудничества и развития, расходы ФРГ на образование ниже среднего. При этом существует дисбаланс в финансировании учебных заведений. В то время как затраты на начальную школу относительно низки, большие средства инвестируются в высшие учебные заведения. По подсчётам экспертов, Германия может в дальнейшем понести убытки, если не будет осуществлена образовательная реформа.
[править] Высшее образование
Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 383 вуза, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. С 2007-го года учащиеся некоторых вузов обязаны платить примерно 500 евро в семестр плюс обычный взнос (существующий гораздо дольше и везде), примерно 150 евро, в который входит проездной билет, пользование библиотеками и т. п.[источник не указан 78 дней] В западных федеральных землях, находящихся под управлением партии ХДС, студенты, превысившие предписанный срок учёбы на несколько семестров, как правило, обязаны платить за учёбу. Эти реформы в системе образования урегулированы соответствующим законом.[источник не указан 78 дней] Количество студентов составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны перестроить свои учебные программы по новому образцу.
Значительное число вузов — государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного — 69.
При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.
Распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство — «Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо среднего балла, ZVS учитывает также социальные и личные причины, например, инвалидность, семейное положение и пр. Если средний балл оказался недостаточным, то абитуриента ставят на очередь. После нескольких семестров ожидания ему предоставляют место в университете.
Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо туда. Здесь также происходит отбор на основе аттестатов.
В Германии регулярно определяются рейтинги университетов, учитывающие условия обучения и уровень преподавательских кадров, а также вероятность найти работу, окончив тот или иной вуз.
Родители всех учащихся до 25 лет в Германии имеют право получать так называемые «детские деньги» (Kindergeld) в размере 164 евро. Студенты, при учёте собственных доходов и доходов родителей, могут получать кредит на учёбу («BaFöG») в размере до 585 евро в месяц. Половину этого кредита нужно потом вернуть государству.
Помимо обычной стипендии, в Германии существует множество стипендий, назначаемых различными фондами — существуют фонды партий и Фонд немецкого народа, фонды церквей, правительств земель, отделов германского правительства, а также небольших региональных организаций. Стипендии обычно рассчитаны на определённую категорию студентов, например, особо одаренных.
[править] Наука
Научные исследования в Германии осуществляются в университетах и научных объединениях. Научные исследования в университетах финансируются из федерального бюджета, из бюджета земель и из средств выделяемых предприятиями. В год на научные исследования в университетах тратится 9,2 млрд евро.
Научные исследования в Германии осуществляют также четыре крупных научных объединения: Общество Макса Планка, Объединение Гельмгольца, Фраунгоферовское общество и Объединение им. Лейбница.
В Обществе Макса Планка около 13 тысяч сотрудников, из них 5 тысяч учёных, годовой бюджет общества — 1,4 млрд евро.
В Объединении Гельмгольца около 26,5 тысяч сотрудников, из них 8 тысяч учёных, годовой бюджет — 2,35 млрд евро.
В Фраунгоферовском обществе около 12,5 тысяч сотрудников, бюджет — 1,2 млрд евро.
В Объединении им. Лейбница 13,7 тысяч сотрудников, бюджет — 1,1 млрд евро.
[править] СМИ
[править] Газеты и журналы
Немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и хорошо развитой местной прессой. Причиной такого развития рынка прессы стало то, что современный немецкий медиаландшафт уходит корнями в послевоенные годы, когда западные союзники, закрыв все существовавшие в нацистской Германии медиа, стали создавать свою систему СМИ, естественным образом сделав упор на развитии медий внутри своих собственных оккупационных зон. Именно поэтому общенациональных газет в Германии сравнительно мало, и большинство из них появилось уже после 1949 г., то есть после прекращения формального оккупационного статуса Западной Германии и создания ФРГ. Условно прессу ФРГ можно разделить на три категории:

* общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории ФРГ);
* надрегиональные газеты (überregionale Zeitungen) — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны;
* местная печать — газеты одного региона, одного района, города и т. д.
Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли. Между тем, в данном случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о «редакционных изданиях» (нем. redaktionelle Ausgabe) и «публицистических единицах» (нем. publizistische Einheit). Публицистическая единица (часто этот термин ОШИБОЧНО переводится в русскоязычных работах как «публицистическое единство» или даже «единство публицистики») — это независимая головная редакция, именно она может считаться в медиастатистике, занимающейся подсчётом количества газет в стране. Редакционное издание же — это некогда независимая газета, которая теперь, однако, просто перепечатывает присылаемые ей статьи под своим старым названием.
Общенациональные ежедневные газеты:

* «Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ (Франкфуртская общая газета) — либерально-консервативная и самая читаемая в мире газета ФРГ, издается во Франкфурте-на-Майне. Независимая газета, не поддерживает ни одну из политических партий Германии.[источник не указан 175 дней] Тираж: 387 064 экземпляров.
* «Süddeutsche Zeitung», SZ (Южнонемецкая газета) — серьёзная газета либерального направления, издаваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название, является общенациональной газетой. Тираж: 444 000 экземпляров.
* «Frankfurter Rundschau» (Франкфуртское обозрение) — газета близка к социал-демократам. Тираж: 150 000 экземпляров.
* «Die Welt» (Мир) — консервативная газета, принадлежашая крупнейшему немецкому издательскому концерну Springer-Verlag, специализирующемуся на выпуске массовой периодики. Тираж: 264 273 экземпляров.
* «Bild» (Картинка) — бульварная газета, флагман издательства Springer-Verlag, самая тиражная газета Германии. В отличие от всех остальных общенациональных газет, подавляющее большинство тиража Bild распространяется в розницу, а не по подписке. Тираж: 3 445 000 экземпляров.
* «Handelsblatt» (Торговая газета) — ведущая финансовая газета Германии. Издается с 1946 г. Тираж: 148 000 экземпляров.
* «Financial Times Deutschland» (Financial Times Германия) — финансовая и политическая газета, которая издается с 2000 г. Тираж: 100 000 экземпляров.
* «Die Tageszeitung» (Ежедневная газета) — основана в 1978 г. как рупор леворадикального движения. Сегодня имеет скорее леволиберальную направленность. Кроме берлинского издания, есть несколько региональных изданий. Известна своими провокативными, антивоенными и антинационалистическими статьями. Тираж: 60 000 экземпляров.
* «Junge Welt» (Молодой мир) — малотиражная леворадикальная газета. Создавалась как рупор молодёжной организации ГДР Союз Свободной Немецкой Молодёжи. Тираж: ниже 20 000 экземпляров.
Надрегиональные ежедневные газеты:

* «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», WAZ (Западногерманская общая газета) — консервативное издание, распространяющееся в землях Северный Рейн-Вестфалия и Рейнланд-Пфальц, головная газета издательской группы WAZ-Gruppe.
* «Neues Deutschland» (Новая Германия) — бывший рупор СЕПГ, правящей партии ГДР. Сегодня близка к её наследнице, Левой партии. Популярна преимущественно в восточных землях. Тираж: 45 000 экземпляров.
Прочие ежедневные газеты ФРГ:

* «Sächsische Zeitung» (Саксонская газета) — крупнейшая газета Восточной Германии, с редакцией в Дрездене, головное издание газетной группы Sächsische Zeitung
* «Berliner Zeitung» (Берлинская газета)
* «Tagesspiegel» (Зеркало дня)
* «Stuttgarter Zeitung» (Штутгартская газета)

Еженедельные общественно-политические журналы:

* «Der Spiegel» (Зеркало)
* «Focus» (Фокус)
* «Stern» (Звезда)

Еженедельные газеты:

* «Die Zeit» (Время) — влиятельнейшая еженедельная газета либеральной направленности. Тираж: 480.000 экземпляров
* «Freitag» (Пятница) — малотиражная газета, находит своих читателей среди левых интеллектуалов. Тираж: 13.000 экземпляров.
* «Junge Freiheit» (Молодая свобода) — малотиражная газета национал-консервативной направленности. Тираж: 16.000 экземпляров (по собственным указаниям).

В последние годы с традиционными еженедельниками конкурируют толстые воскресные приложения общенациональных газет, например, Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung.

Еженедельные журналы с телепрограммой:

* «HörZu» (Послушай)
* «TV-Woche» (Теленеделя)

и т. д.

Женские журналы:

* «Brigitte»
* «Freundin» (Подруга)

и т. д.

Русскоязычные газеты и журналы:

* Русскоязычная пресса Германии — Библиотека online.
* Обзор «русской» прессы ФРГ (Статья).

Также в Германии издаются местные версии таких международных журналов, как «Cosmopolitan», «Glamour», «Maxim», «Newsweek», «Businessweek» и т. д.
[править] Телевидение и радио
[править] Исторические особенности немецкого телерадиовещания

На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа:

* а) общественно-правовая форма собственности;
* б) частная форма собственности.

Общественно-правовая форма собственности восходит к послевоенному времени, когда в рамках политики денацификации западными союзниками были закрыты все существовавшие в нацистской Германии СМИ, а для обеспечения информационного вещания были созданы полностью подконтрольные оккупационным военным властям пресса и радио. В период с 1945 по 1949 гг. созданные союзниками радиостанции постепенно передавались в управление немецкому персоналу, однако перед оккупационными властями встал вопрос, как должны управляться эти компании. Союзники сразу же отвергли идею о передаче СМИ в руки немецкого государства (правительству ФРГ, а также местным правительствам федеральных земель до сих пор запрещено иметь любые СМИ), но также была отвергнута и идея передачи радиостанций в частные руки (несмотря на то, что газеты, созданные союзниками, передавались именно частным редакторам). В качестве основной формы собственности союзники выбрали общественно-правовую форму собственности.
Эта форма собственности характерна для британской BBC и означает, что компания не принадлежит ни частным лицам, ни государству, а находится в «собственности общества». Стратегическое управление компанией осуществляется специальным наблюдательным советом, формируемым из представителей крупных партий, значимых общественных организаций, церквей, профсоюзов и т. д., что должно обеспечивать максимально взвешенную программную политику. Наблюдательный совет назначает управляющий совет, занимающийся «тактическим планированием» действий компании и назначающий интенданта — генерального директора компании, который осуществляет непосредственное руководство компанией. Такая сложная система управления, позаимствованная у той же BBC, была также призвана обеспечить демократическое развитие немецких СМИ. Первой общественно-правовой компанией Западной Германии стала NWDR (Nordwestdeutscher Rundfunk), производившая вещание на территории британской оккупационной зоны и созданная англичанином Хью Карлтоном Грином (Hugh Carlton Green), сотрудником BBC, получившим потом пост гендиректора BBC. Также общественно-правовая форма собственности была выбрана американцами и французами — для своих оккупационных зон.
[править] Современное положение телерадиовещания в ФРГ
Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании. Частные компании существуют за счёт размещения рекламы и производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать третьим компаниям. Общественно-правовые компании могут размещать в своих передачах лишь ограниченный объём рекламы (в частности, реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — запрещена после 20 часов), зато они получают т. н. «абонентскую плату» (Gebühren) со всех граждан Германии, имеющих дома телевизор или радиоприемник. Абонентская плата за телеточку составляет около 17 евро в месяц, за радиоприемник — около 9 евро в месяц. Абонентскую плату обязаны платить все немцы, имеющие телевизор или радиоприемник, вне зависимости от того, смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов — это вызывает в немецком обществе ожесточенные дискуссии.
Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее Содружество общественно-правовых телерадиокомпаний Федеративной Республики Германия).
В рамках ARD осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste, около десятка местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а также свыше пятидесяти местных радиопрограмм.
Членами ARD являются (в алфавитном порядке):

* Bayerischer Rundfunk (BR) http://www.br-online.de
* Hessischer Rundfunk (HR) http://www.hr-online.de
* Mitteldeutscher Rundfunk (MDR) http://www.mdr.de
* Norddeutscher Rundfunk (NDR) http://www.ndr.de
* Radio Berlin-Brandenburg (RBB) http://www.rbb.de
* Radio Bremen (RB) http://www.radio-bremen.de
* Südwestfunk (SWR) http://www.swr.de
* Saarländischer Rundfunk (SR) http://www.sr-online.de
* Westdeutscher Rundfunk (WDR) http://www.wdr.de

Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в Интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт.
Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда федеральный канцлер Конрад Аденауэр пытался поставить медиа под контроль государства. Одним из направлений наступления федеральной власти на СМИ стала попытка создать государственный второй канал. Столкнувшись с серьёзной оппозицией как функционеров ARD, не желавших терпеть государственных конкурентов, так и правительств федеральных земель, не хотевших усиления федерального центра, Аденауэр пытался воплотить свой проект вплоть до начала 1960-х гг., когда в 1962 г. вердикт федерального конституционного суда признал саму возможность создания государственного телевидения незаконной и запретил федеральному центру любые попытки создания подобных СМИ. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правовой канал — ZDF, отличавшийся от ARD тем, что ARD являлась децентрализованной структурой, содружеством множества местных компаний, а ZDF создавалось изначально как вертикально организованный, централизованный проект.
Также на территории ФРГ осуществляют вещание следующие частные каналы:

* RTL
* RTL2
* Super RTL
* Sat1
* Pro7
* Kabel1
* VOX
* Eurosport
* DSF
* MTV
* VIVA
* VIVA PLUS

новостные каналы:

* n-tv
* N24
* EuroNews

прочие телеканалы ФРГ:

* KinderKanal (KiKa) — совместный проект ARD и ZDF
* Phoenix (политически-информационный канал, практически весь контент которого составляют прямые включения с политических событий, длительные выступления политиков и т. д.)
* ARTE (французско-немецкий культурно-информационный канал, с немецкой стороны создаваемый при участии ARD и ZDF)
* 3Sat — совместный немецкоязычный канал, вещающий на территориях Германии, Австрии и Швейцарии.
Вооружённые силы
Основная статья: Вооружённые силы Германии
Фрегаты типа «Бранденбург»
Основной боевой танк Leopard 2
Новейшая БМП Puma
10 ноября 2004 министр обороны ФРГ Петер Штрук обнародовал планы реформирования вооружённых сил, согласно которым численность военнослужащих и гражданских лиц, занятых в обслуживании частей бундесвера, сократится на треть (будут уволены 35 тыс. военнослужащих и 49 тыс. гражданских лиц), а 105 постоянных военных гарнизонов на территории Германии будут распущены.
Наряду с сокращением будут проведены реформы системы комплектования армии и основных принципов её применения.
В настоящее время в ФРГ службу в обязательном порядке проходят по призыву все совершеннолетние граждане страны (9 месяцев военной службы или альтернативная трудовая служба в социальных и благотворительных организациях).

Реформа принципов применения армии означает сокращение опорных пунктов бундесвера в общей сложности с 600 до 400. В первую очередь это коснётся баз сухопутных сил на территории страны. Министерство обороны не видит смысла в том, чтобы содержать в границах ФРГ тяжело вооружённые части. Поскольку районом возможных операций бундесвера теперь считается весь мир, то принято решение, что правильнее будет содержать военные базы за пределами ФРГ, на территории вошедших в НАТО стран Восточной Европы, куда вскоре будут передислоцированы главные ударные группировки НАТО.

При этом меняется терминология — здесь предполагается разместить не «военные базы», а «опорные пункты быстрого развертывания» и «зоны сотрудничества в области безопасности», то есть плацдармы, которые станут основой для «быстрого развёртывания вооружённых сил против террористов и враждебных государств».

Германия — одна из самых активных стран НАТО, обеспечивающая военно-политический альянс во время всех миротворческих операций (Афганистан, Сербия, Македония, Косово, Сомали и т. д.) значительной долей личного состава. Немецкие войска также входили в состав многонациональных сил ООН в Центральной и Западной Африке.

С 2000 года зарубежные операции бундесвера ежегодно обходятся бюджету страны примерно в 1,5 млрд евро.

В ходе реформы к 2010 году немецкие войска будут поделены на 3 типа:

* силы быстрого реагирования (55 тыс. человек), которые предназначаются для ведения боевых действий в любой точке земного шара;
* миротворческий контингент (90 тыс.);
* базовые силы (170 тыс.), расквартированные в Германии и состоящие из подразделений управления, служб тыла и обеспечения.

Ещё 10 тыс. военнослужащих составят экстренный резервный запас под непосредственным управлением главного инспектора бундесвера.

В каждый из трёх корпусов войдут подразделения сухопутных, военно-воздушных, военно-морских сил, объединённых сил обеспечения и медико-санитарной службы.

На вооружение армии в связи с вышеуказанным больше не будут закупаться тяжёлая бронетехника и артиллерийские системы. Это связано с требованиями повышенной мобильности, предъявляемыми к силам быстрого реагирования.

В то же время Германия закупит 180 боевых самолетов многоцелевого использования Eurofighter Typhoon.


Создан 10 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
UBN