Хорхоруни

История Цивилизаций Европы 2

История Италий 1 ..история Римской империи.. 1



история Римской империи ...

Название «Италия» носила первоначально только область небольшого народа Италов или Италийцев (F ιταλοί, vituli, отсюда оскское Vitellium), занимавших южную конечность Бруттиума до заливов Скилакского и Теринского (имя впервые упомянуто у регинца Гипниса ок. 500 г. до н. э., но писавшаяся и произносившаяся дигамма слова указывает на его глубокую древность). Вскоре имя Италия распространено было на весь Бруттиум до р. Лая и на область г. Метанонта.
Когда у осков возникло предание об их общем с греками происхождении, Италией стали звать и страну, занятую ими. Уже в договоре 241 с Карфагеном под Италией понимается весь полуостров до Рубикона, а в следующем веке имя это укрепляется за всей страной до Альп. Альпы вошли в состав Италии только при Диоклетиане, когда к 11 регионам, на которые разделил Италию Август, присоединены были ещё три.
У греков, а вслед за ними и у римлян, страна носила и другие имена, как Έσπερία, Αύσονία, Όπική, Οινώτρία. Северную часть Италии — долину реки По заселяли в древности четыре народа: лигуры, галлы, рэты и венеты. Область первых в век Августа занимала горный хребет, тянущийся вдоль Генуэзского залива и провинции Alpes Mari timae. Народ этот уже в глубокой древности известен был греческим писателям.
Лигуров признавали даже первоначальными обитателями всей Италии. Область лигуров, под напором более сильных соседей, всё суживалась: с одной стороны их теснили кельты, с другой — этруски. Римляне стали укрепляться в их земле, начиная с III века. Затем в течение двух веков идёт непрерывная борьба римлян с лигурами, в которой римляне довольствовались защитой своих владений от разбойнических набегов лигуров.
Ещё в правление Августа лигуры делятся на цивилизованных и диких (copillati). Последние окончательно покорены были в 14 до н.э. Только в 64 году получили они латинское право, ещё позднее — римское. Из городов наибольшее значение имели Генуя — издревле цветущая гавань, важная станция на дороге из Рима в Массилию, Дертона (ныне Тортона), Гаста (ныне Асти), Ницея (Ницца).
Позднее других народов явились в Италии галлы и потеснили лигуров и этрусков. Начиная с VI века, по преданию, отдельные их племена переходят Альпы и заселяют долину По и его притоков (Альпы также заселены были, главным образом, народами кельтской национальности). Известны семь галльских племён в Италии: либики, инсубры, ценоманы, анамары, бойи, лингоны и сеноны. Одно время галлы чуть было не сделались господами всей Италии, но их разрозненность и постоянные нападения, которым они подвергались со стороны соседей, дали римлянам могущественное оружие против них. Уже в 185 г. римляне переходят в наступление и к 191 г. было сломлено последнее сопротивление бойев.
Побеждённые галлы подверглись разной участи: некоторые из них (как, например, сеноны) были почти совершенно стёрты с лица земли, другие (напр. инсубры) оставлены нетронутыми. Интенсивная романизация началась только со времени Цезаря, когда право римского гражданства распространено было на всю Галлию. Ещё в III и II в. был основан Римом в Галлии целый ряд колоний: Кремона, Плаценция (ныне Пиаченца), Бонония (ныне Болонья), Мутина (ныне Модена), Парма. Вдоль римских дорог возникли и развились многие города: важнейшие из них — Равенна (возникшая ещё во времена греко-этруского владычества на побережье Адрии) и Региум (Реджио).
В императорскую эпоху особого процветания достиг Медиолан (Милан). До появления галлов в Италии долина По была занята этрусками. Галлы клином врезались в их середину и отделили собственно этрусков от рэтов (΄Ραιτοί; ср. имя этрусков на их собственном языке — Ratena) и евганеев (Eu ganei), заселивших вост. Альпы и долину р. Плависа (Пиаве). Этрусское происхождение рэтов доказывается свидетельством Ливия (V, 33, 10), особенностями их языка и рядом этрусских памятников в их области.
Римлянами рэты покорены были в 18 г. до н. э.. Романизация долин пошла быстро, горцы получили права латинского гражданства целым столетием позже жителей долин. Из городов, основание которых приписывается рэтам, можно назвать Верону. Позже этрусков, но раньше галлов, появились в Италии венеты. Под этим именем древние писатели знали несколько народов, что дало повод выводить наших венетов то из Пафлагонии, то из Бретани. Наиболее правильно, кажется, мнение Моммсена, считающего венетов иллирийцами, на основании сходства названий местностей у того и другого народов.
В Италии венеты занимали область на юге до р. По, на востоке до нижнего течения р. Тильявенто (Тальяменто), на севере — до истоков Плависа. В V веке в их земле, про плодородие которой ходило много басен, была основана греками колония Атрия. В 225 г. они сражаются на стороне римлян. С получением латинского права, в 89 г., они начинают быстро романизоваться. Наиболее богатым городом этой области был, во времена Страбона Патавиум (Падуя), большим торговым портом была Аквилея, важные гавани Пола и Тергесте были римскими колониями.
Северную Италию от собственно Италийского п-ова отделяют Апеннины. В западных долинах главным образом сосредоточилась народная жизнь. Здесь сформировались государства, игравшие наибольшую роль в жизни страны. Ни одна страна (за исключением Греции) своим физическим строением так не способствовала развитию индивидуальной жизни мелких народов, как Италия. Но вместе с тем Италия (в противоположность Греции) в долине р. Тибр имела естественный центр, которому суждено было сделаться объединителем разрозненных племён п-ова.
Большая часть этих племён принадлежала к одной великой италийской семье. Только северо-запад заняло загадочное племя этрусков, да юг заселили частью выходцы из Греции. В среде италийских племён можно установить (главным образом на основании разницы в языке) три большие группы: умбры — родственные латинам племена средней части п-ова — великая самнитская или оскская семья.
Этруски были разбиты галлами на две части. Первоначально они занимали всю долину По, вытеснили умбров из Тосканских холмов, распространили своё владычество и на латинов, даже в Кампании основали обычный им союз 12 городов. Явились они в Италию, вероятно, с севера, раньше галлов и венетов, но позже лигуров и италийских племён. Первый удар нанесён им был венетами и галлами, затем следовали нападения самнитов и римлян.
В 300 г. вся Этрурия оказывается в зависимости от Рима. Романизация её, однако, идёт туго: этруски долее других народов удержали свой язык, свою национальность. Главные этрусские города (кроме попавших в руки лигуров и галлов — Мантуи, Луки, Пизы) — Аррециум (Ареццо), Волатерра, Клузиум, Перозия (Перуджа), Цере, Тарквинии, Фалерии. Одним из наиболее выстрадавших племён италийского происхождения были умбры (Umbri).
Их область первоначально простиралась, вероятно, от моря и до моря. Но галлы и этруски отняли у них лучшие земли, оставив им одни горы. Причиной потерь, понесённых умбрами, надо считать их разрозненность, проявлявшуюся и впоследствии: среди Августовских областей Умбрия — одна из имевших наибольшее количество самостоятельных административных единиц (волостей — р l а ga, tribus).
Уже в IV в. умбры становятся зависимыми от Рима — выстроенная в 220 г. via Flaminia обрамляется рядом римских колоний. Романизовалась Умбрия очень быстро. Из городов здесь важнейшие: Тудер, Америка (по преданию основанная в 1133 г.), Азизиум и Игувиум. Доказательством близкого родства народов средней части п-ова с латинами может служить лёгкость, с какой они латинизовались, то есть покорились римской гегемонии и приняли латинский язык.
Большая часть народов этой части п-ова обязана своим происхождением сабинам, и именно обычаю ver sacrum, существовавшему в этой стране (см. соотв. статью). Из них пиценты населяли восточное побережье Италии и долины мелких речек, текущих с Апеннин в Адрию, параллельно друг другу. В 269—268 г. пиценты были побеждены Римом. Большая часть их области была у них отнята, часть племени поселена была у Салернского залива. Борьба возобновилась в 91 г., и в это время пиценты уже в значительной мере латинизовались (они приняли латинское письмо).
Из городов наиболее важны Аскулум и Анкона, важная гавань для сношений Италии с Балканским полуостровом. На западе от пицентов жили сабины — народ неизвестный древним грекам, в долинах притоков Нара находились их города — Нурзия, Амитернум и Реате. В 290 г. римское войско прошло через всю их страну с оружием в руках, а в 264 г. они уже были римскими гражданами. Марсы (Marsi) занимали долину Фучинского озера и верхнего Лириса. В войне с Самнием они стояли на стороне Рима, но в 91 г. первыми выступили против него.
Из их городов известны Маррувиум и Антинум, на Лирисе. Рядом с марсами в верхнем течении реки Атерна расселились пэлигны (лат. Paeligni), в земле которых находился г. Корфиниум, столица италийского союза. На востоке от них жили марруцины (лат. Marrucini), с г. Теате, а на севере от обоих, рядом с прэтуттиями — вестины. Все эти четыре народа древними писателями часто называются вместе и вероятно находились в союзе друг с другом. По крайней мере, известно, что в г. Атернум они имели общую гавань. Рядом с латинами (на западе) жили эквы (лат. Aequi), имя которых исчезает уже в IV в. С этого времени известны только о малые эквы (лат. Aequicoli).
Южнее эквов, в долине р. ТрераАуфида), жили герники (Hernici). Это горное племя (herna = saxum, скала) рано потеряло часть своей территории, захваченную вольсками. Уже в 495 г. в их стране появляется римская колония Сигния. Гораздо сильнее этих мелких племён были вольски (лат. Volsci). Занимая часть морского берега, они рано становятся известны грекам (под именем Όλασοί). До II в. они сохраняют свои язык. Область их то увеличивается, то уменьшается: одно время они владели частью областей герников и марсов до Фучинского озера. И несколькими латинскими городами. В V и IV в. у них идёт борьба с Римом. Решительный удар был им нанесён нападением самнитов, захвативших долину Лириса. Вскоре после этого у них основывается целый ряд римских колоний.
Объединить все эти народы и сплотить их в одно могущественное целое суждено было латинам. Уже Гесиод знает их, в IV в. имя их становится в Греции общеизвестным. Но имя Рима вскоре затмевает имя Лациума, и последнее становится скорее политическим понятием, чем названием нации.
Величина Лациума постоянно колебалась — северной границей оставался Тибр, но южная то приближалась, то отодвигалась. В конце концов, название Лациума утвердилось за страной до Сивуессы по морскому берегу. В этом Лациуме древние различали две части: Latium antiquum (до Цирцей) и Latium adiectum (в его состав вошли и покорённые в 442 г. рутулы). Все вышеназванные народы родственны были между собой по языку, по воззрениям, по характеру. Несколько разнится от них, особенно по языку, ряд племён, объединённых оскским языком и именем самнитов. Сами они звали себя Safiveis (то есть Sabini, Σσαυνίται) и этим ясно указывали на своё происхождение.
Общность языка объясняется изменившимся, по сравнению со средней частью п-ова, характером страны: Апеннины становятся ниже и не представляют уже тех трудно преодолимых препятствий в сношениях племён, как их центральная цепь. Ещё до выселения сильных племён френтанов, кампанов, гирпинов, луканов и бруттиев из земли сабинов, южная Италия была занята народом оскского племени и распадалась на оскский запад и япигийский восток: уже в 452 г. народ итальянского племени располагался в Бруттиуме, в лесах Силы. Вдоль берега Адрии, южнее марруцинов, жили френтаны (Frent(v)ani). С рутулами они вошли в союз в 304 г. К юго-западу от них располагались самнитов, распадавшихся на отдельные кланы караценов (Caraceni), пентров (Pentri) и кавдинов. Отдельно от этих кланов стоят гирпины (Hirpini, от hirpus — волк).
Все области названных народов объединены были рутулами, под именем Samnium. Границы самнитов точно определить невозможно; они постоянно колеблются, только, в противоположность Лациуму, колебание это клонится к постоянному уменьшению области. Начиная с 334 г. в Самниуме основывается рутулами ряд колоний. Только в 80 г. сила самнитов была окончательно сломлена и они почти совершенно стёрты с лица земли. Самая благословенная часть Италии — долина у подножия Самнитских гор, обязанная своим возникновением вулканическим силам, имела, в разные времена, наибольшее количество хозяев.
Греки, этруски, самниты, римляне поочерёдно владели ею. Основным населением Кампании (от campus — поле) были авзоны и оски, родственные друг другу племена. Часть первых под именем аврунков (Aurunci) заняла побережную полосу от Таррацины до Синуессы. Уже в 314 г. аврунки были покорены рутулами и их область поделена между колонистами рутульских колоний. Рядом с аврунками жило небольшое племя оскского происхождения сидицины (Sidicini).
За р. Вольтурно начинается собственно Кампания. Такова Кампания в географическом смысле; в политическом под этим именем понималась область г. Капуи. После Ганнибаловой войны римский язык начинает завоёвывать Кампанию: основываются римские колонии, в 180 г. латинский язык делается официальным в Кумах. Впрочем, южная часть Кампании (от Нолы до Нуцерии), приняла язык победителей только после Союзнической войны. Много греческих колоний покрывало берега Кампании, Кумы (VIII в. Или раньше), Неаполь (V в.), Дикеархия — важнейшие из них. В Кампании, однако, греки должны были делиться своим влиянием с этрусками; за рекой Силаром они царили безраздельно.
В VI в. и позже все долины и берега захвачены были здесь греками: оски принуждены были удалиться в горы. Но уже в V в. греческие колонии принуждены бороться с самнитским племенем луканов. Около средины IV в. луканы достигают наибольшего распространения своей территории, но уже в 356 г. отпадает от них народ бруттиев. Около 213 г. утверждается в стране римское влияние — луканы отодвигаются внутрь страны.
Из числа луканских городов часто упоминается Грументум. Всю юго-западную часть Италии занимали бруттии (Βρέττιοι). Из приморских областей и долин они уже в VIII в. вытеснены были греческими колониями — Сибарисом, Кротоном и др. В 356 г., отделившись от луканов, они основывают своё собственное государство с г. Козенцией во главе. Но даже в этот период им не удалось захватить важнейших греческих колоний полуострова. Римляне взяли на себя защиту колоний; существование государства бруттиев в Риме официально не было признано.
После войны с Пирром у бруттиев была отнята половина векового леса на их родных горах (Силы), а после Ганнибаловой войны они были почти совершенно уничтожены, так что во время общего восстания 91 г. не могли принимать в нём участия. Юго-восток Италии занят был япигами (лат. Japygi, греч. Ίάπυγες). Вся эта часть Италии представляет географически одно целое, отличающееся от Апеннин своим геологическим строением, отсутствием больших высот и бедностью в воде. Сами собою выделяются три части: южная (до Брундизия), средняя (до Ауфида) и северная (до Тренто).
Эти части населены различными ветвями япигского племени: на юге — мессапы (греч. Μεσσάπιοι, лат. Messapii), саллентины (Sallentini) и калабры (лат. Calabri), в средней части певцебии (лат. Peucebii, греч. Πευκέτιοι — римская переделка Poediculi), на севере — Дауны (лат. Dauni, греч. Δαύνιοι) и апулы (лат. Apuli). В сохранившихся памятниках языка этих народов замечается сродство с албанскими наречиями. Кроме того по свидетельству писателей, собственные имена и имена местностей заставляют признать значительную долю вероятности за предположением, что япиги ещё задолго до основания греческих колоний в Италию явились сюда из западной Греции. К грекам они стояли в том же отношении, как этолийцы, акарнанцы, эпироты, то есть казались им варварами. Уже во 2-й половине IV в. Япигия совершенно эллинизовалась: Тарент, Каллиполис и другие греческие колонии покрывают берега, гг. Арпи и Канузиум под греческим влиянием достигают пышного расцвета. За защитой от нападений самнитян жители страны обратились к Риму, и с тех пор страна их становится театром войн Рима с самнитами, Пирром и Ганнибалом. Римское влияние укрепляется основанием колоний Брундизиума и др. В 90 г. страна участвует в восстании союзников против Рима. Историю отношений Италии к Риму до падения Западной Римской империи см. под словом Рим.
Укажем ещё на изменения, которым подверглась страна со времени римского владычества. Изменениями этими Италия обязана главным образом двум факторам: вулканам и рекам. Реки, благодаря огромному количеству твёрдых земляных частиц, которые они несут с собою с гор, постоянно расширяют область суши на счёт моря, кроме того русла их постоянно поднимаются над уровнем окрестных полей, что делает особенно опасными наводнения дождливого времени года. Наибольшим изменениям подвергся морской берег у устья По (река) и других рек, текущих с Альп в Адриатическое море.
Из всего побережья Адриатического моря наименее изменилась область Венеции, так как венецианцы тщательно не допускали в свои лагуны — источник их богатства — рек, которые могли бы их заполнить и тем отрезать Венецию от моря, как случилось с гг. Спиной и Равенной. Всё остальное побережье выдвинуто в море на несколько км (в зависимости от величины рек и количества твёрдых частей). Вследствие такого характера рек их русло, особенно в устьях, постоянно изменяется. Так, напр., теперешнее устье реки По находится значительно севернее древнего и возникло благодаря прорыву плотин, сделанному в 1150 г. жителями Фиккароло. Значительно увеличили берег и реки Этрурии, Тибр также сделал большие наносы и кроме того изменил своё течение, направив главную массу воды через бывший канал Клавдия и Траяна (Fiumicino).
Из рек южной Италии значительные наносы сделал Сарно: Помпеи, стоявшие у самого моря, теперь находятся на целый км от него. Частью реки, частью человеческие усилия были причиной изменения вида и даже совершённого исчезновения многих итальянских озёр. Первое можно сказать про большие озёра сев. Италии, второе — про вулканические озёра средней и южной Италии. Из озёр Средней Италии совершенно исчезло озеро Фучино, спущенное в новейшее время (из древних источников известно, что первая неудачная попытка была предпринята при императоре Клавдии).
Такую же участь испытали и многие другие озёра, например: Regillus, Umber. Многие озёра, благодаря устроенным в разные времена спускам, значительно уменьшились: Ciminus и Trasunenus в Этрурии и др. Труднее проследить деятельность другого фактора — вулканов. Извержения Везувия если не изменили формы самого вулкана, то, во всяком случае, значительно подняли и изменили рельеф окрестностей. До неузнаваемости изменилась местность около Поццуоли, вследствие извержения 1538 года, набросавшего целый холм в 130 м высоты.
Оба названные фактора, изменяя вид страны в подробностях, не могли изменить её общего вида. Гораздо более способствовало этому почти полное изменение растительного царства. Прежде всего, надо отметить почти полное истребление лесов (между тем, у греческих и римских писателей Италия называется страной, очень богатая лесами). В местах, где, по свидетельствам древних, большие леса покрывали склоны гор, теперь не встретишь ничего, кроме голых скал. Часто место, где некогда был лес, поросло теперь цепким и густым кустарником, отмечаемым в современной итальянской статистике, как лес. Богат лесом теперь, как и прежде, только один Бруттиум. Самые породы деревьев совершенно изменились: большинство современных вечнозелёных деревьев — не аборигены Италии, а пришельцы, и часто поздние.
Главная доходная статья юга Италии — апельсины и мандарины: первые явились в неё в XVI веке, вторые — в XIX. Тутовое дерево, померанец и лимон появились в средние века. Римляне культивировали впервые абрикосы и персики, они же ввели каштан и чёрное тутовое дерево, в это же время появился и миндаль. Наконец, грекам Италия обязана пинией и кипарисом, им же, вероятно — виноградом и оливой. Гранат, фиговое дерево и финиковая пальма были их спутниками. Из животных римская эпоха дала буйвола — необходимую принадлежность всех пустынь, заражённых малярией.
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э.[1] Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII до н. э. — 510 до н. э.), республиканский (510-30 до н. э.) и императорский (30 до н. э. — 476 н. э.). [2]
Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, получило название от её столицы — Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.
Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.
Город Рим вырос вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале.[3] Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии, к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом.
Легенда о Ромуле и Реме
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.[4]
Спустя четыре года, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба Лонга. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём.[5] Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.
С середины II тыс. до н. э. в нижнем течении Тибра расселялись латино-сикульские племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н. э.[3] Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. После объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость — Рим.
Этруски были древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.[6] Римская культура унаследовала многие обычаи и традиции из культуры этрусков. Примерно во II веке до н. э., вследствие ассимиляции со стороны Рима, этрусская цивилизация прекратила своё существование.
С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.
В Риме также не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Тогда Ромул придумал торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.[7]
Устройство Ромулом римского государства
Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие — куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий — курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.
Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям — быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.
Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он „не умер, а удостоился лучшей доли“. Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином». (Плутарх — «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий»).
Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.
Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.
После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.
Нума Помпилий (Numa Pompilius) — по легенде, второй царь Древнего Рима. Правил с 715 по 673/672 г. до н. э. Ему приписывается упорядочение календаря, учреждение религиозных культов, жреческих и ремесленных коллегий.
Нума Помпилий родился в день основания Рима (21 апреля 753 г. до н. э.) в семье Помпония — сабинянина по происхождению. Нума был четвёртым сыном в семье, воспитывался в строгости — его отец, хотя и занимал высокое положение в сабинянской общине, не допускал никакой роскоши в своём доме. Юность свою Нума провёл в городе Эвре. Женился на Тации — дочери царя Тация, соправителя Ромула. Тация умерла вскоре после свадьбы, на 13 году жизни. Тяжело оплакивая эту потерю, Нума удалился в сторону Альбанских гор, в долину Ариция. Там он встретил нимфу Эгерию, которая и обучила его законотворчеству.
У Нумы была одна дочь — Помпилия (по одной версии она была ребёнком Тации, по другой — его второй жены, Лукреции), которая впоследствии вышла замуж за Марция I и родила будущего царя Анка Марция. В своих «сравнительных жизнеописаниях» Плутарх упоминает, среди прочих вариантов и якобы четырёх сыновей Нумы: Помпа, Пина, Кальпа и Мамерка, цитируя также мнение неких историков о том, что от них произошли знатные римские фамилии Помпониев, Пинариев, Кальпурниев и Эмилиев. Однако такой вариант представляется сомнительным даже и ему, так как все ранние фамильные списки были уничтожены во время первого нашествия галлов, и, по видимому, принадлежит руке неизвестного составителя длинных аристократических родословных, популярных в античном мире.
После смерти Ромула, сенат, состоявший в то время из ста римлян и ста сабинян, первое время правил без единоначалия, каждый из патрициев правил в течение суток, передавая свои полномочия другому. Но затем было решено, что коренные римляне выберут царя из среды сабинян, чтобы ни тем, ни другим не было обидно. Сенаторами был избран набожный сабинянин Нума Помпилий, так как считалось, что это может укрепить союз между римлянами и сабинянами. Поначалу он отказывался от высокой чести, однако отец и Марций I убедили его в том, что только его мудрость может научить воинственный народ Рима добиваться процветания не только войной, но и миром.
Следует отметить следующие достижения и нововведения, сделанные Нумой Помпилием:
* При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами.
* Учредил ремесленные цехи, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:
«Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других — римлянами, одних гражданами Тация, других — Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие». (Плутарх — Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий).
* Нума Помпилий первый учредил религиозные культы. Он ввёл в народе почитание Термина (бога границ) и Фидеса (бога мира и олицетворения честности при труде). Ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, Марсу и Квирину. Наконец, он ввёл поклонение богине Весте и учредил для служения ей должность весталок.
* Им же были установлены должности фециалов и понтификов, запрещены человеческие жертвоприношения.
* Нума Помпилий ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней. Ему же приписывается разделение дней на обычные и фесты
* Свой дворец второй римский царь построил на Вели, между Квириналом и Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.
В отличие от всех остальных римских царей, которые активно вели войны, при Нуме Помпилии ни разу не открывались врата храма Януса, которые обычно открывались при начале вооружённых конфликтов.
На седьмой год правления Нумы Помпилия, в Италии разразилась эпидемия, в результате которой погибли тысячи человек как в самом Риме, так и в его окрестностях. Согласно легенде, однажды царь гулял в лесу, озабоченный думой о народном спасении, и вдруг с громом и молниями ему в ноги упал искусно отделанный щит. Тут же явилась покровительница Нумы Помпилия, Эгерия, и сказала, что этот щит является подарком Юпитера, и описала особый ритуал, с помощью которого можно отвратить любую беду от Рима. Нума Помпилий последовал совету богини и приказал изготовить 11 копий этого щита, которые велел повесить и хранить в храме Весты. Также царь учредил особое братство салиев, которые должны были ежегодно в марте, вооружившись этими щитами, совершать по городу священную пляску (пляска салиев). По указанию Эгерии, Нума отменил человеческие жертвы и ввел бескровные (лук, волосы и т. п.). По смерти царя нимфа, от слез, обратилась в источник.
Нума Помпилий провёл серьёзную реформу календаря, на основе которого впоследствии был введён юлианский календарь. До него римляне делили год на десять месяцев, начиная счёт с марта, и заканчивая декабрём. Согласно новому календарю, были введены два новых месяца — январь и февраль, названые в честь богов Януса и Феба. Таким образом, календарь, введённый Нумой Помпилием состоял из двенадцати месяцев:

1. январь (29 дней),
2. февраль (28 дней),
3. март (31 день),
4. апрель (29 дней),
5. май (31 день),
6. июнь (29 дней),
7. квинтилис (31 день)
8. секстилис (29 дней)
9. сентябрь (29 дней)
10. октябрь (31 день)
11. ноябрь (29 дней)
12. декабрь (29 дней)

Нума Помпилий умер от естественных причин в 673 г. до н. э. в возрасте 80 лет, оставив, по преданию, большое письменное наследие. Все свои книги он завещал похоронить с собой. В 181 г. до н. э. на Яникуле случайно было найдено 2 каменных ларца, с надписями на греческом и латинском языках, из которых выяснилось, что в одном ларце лежал прах Нумы Помпилия, а в другом его книги — 7 книг о понтификальном праве и 7 по греческой философии. Рукописи оказались неповреждёнными, однако городской претор решил их сжечь, так как посчитал, что в них заключены мнения, угрожающие современным религиозным представлениям римлян. Впоследствии в среде алхимиков бытовало мнение, что какие-то из рукописей Нумы Помпилия избежали огня, и в них содержится секрет философского камня.
Новым царём Рима после смерти Нумы Помпилия стал Тулл Гостилий.
Тулл Гостилий (Tullus Hostilius) - по легенде, третий царь Древнего Рима. Правил с 673 по 641 г. до н. э. При нём был разрушен город Альба-Лонга, а границы Рима впервые вышли за пределы городских стен.
Отцом Тулла Гостилия был храбрейший из римских воинов – Гост Гостилий, переселившийся в Рим ещё при Ромуле. До избрания царём Тулл Гостилий занимался земледелием, однако при вступлении на престол в нём заиграло честолюбие, поэтому его правление отмечено многими войнами. В этом он схож с Ромулом, поэтому иногда их называют двойниками, так же как Анка Марция – двойником Нумы Помпилия. И Ромул, и Тулл Гостилий удвоили население Рима, организовали армию, воевали с Фиденами и Вейями, смерть обоих царей была сверхъестественной. Если Ромул и Нума Помпилий олицетворяли собой римские общины Рамнов и Тициев, то Тулл Гостилий является легендарным родоначальником Луцеров, а Анк Марций – плебса.
Изначально Рим являлся колонией Альба-Лонги — главного города Италийского союза. Однако за 100 лет Рим возвысился, в то время как Альба-Лонга начал постепенно терять своё значение. Это и явилось причиной того, что ни один из Италийских городов не пришёл на помощь Альба-Лонги во время войны с Римом. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. Как раз к тому времени умер Гай Клюилий — царь Альба-Лонги, и его жители облекли диктаторской властью Мета Фуфетия. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонги сошлись в открытом поле. Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города, и распря между Римом и Альба-Лонгой может привести к тому, что оба эти города поработят Этруски. Поэтому решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Так состоялось легендарное сражение между тремя братьями Горациями и Куриациями, со стороны Рима и Альба-Лонги соответственно. Горации победили, и Альба-Лонга была вынуждена вступить в наступательный союз с Римом против этрусков.
Сразу после этого Римом была объявлена война Фидене. Во время решающей битвы союзная армия Альба-Лонги уклонилась от сражения, рассчитывая на то, что этруски помогут им низвергнуть римское господство, поэтому римлянам пришлось выдержать на себя основной удар вражеской армии. Союзная армия вступила в бой лишь тогда, когда победа римлян была очевидна. Прогневанный этим замешательством, Тулл Гостилий решил отомстить Мету Фуфетию: его и всех альбанских вождей он созвал к себе в ставку, где обвинил их в предательстве. Метт Фуфетий был казнён, а жители города насильно переселены в Рим, на Целийский холм. Город же был разрушен до основания. Разрушение Альба-Лонги Римом является исторически достоверным событием.
Увеличив таким образом число своих подданных и утвердив власть над Тибром, Тулл Гостилий решил подняться на сабелианские народы, которые в последнее время часто нападали на Лаций. Поводом к войне стала обида, нанесённая римским купцам в сабинянской столице Феронии. Война эта закончилась победой для Рима, однако особенных выгод не принесла. Безуспешными также оказались притязания Рима на господство в Лации — кампания против италийских городов не удалась.
Легенда гласит, что увлекшись войнами, Тулл Гостилий забыл о служении богам. В неудачах и бедах, обрушившихся на Рим, Тулл Гостилий распознал их немилость и принялся ревностно приносить дары Юпитеру и призывать его снизойти на землю. Однако в наказание за малодушие Юпитер молнией убил царя и сжёг его дом.
Его гибель римляне посчитали знамением и решили избрать на царство более миролюбивого царя — Анка Марция.
Анк Марций (Ancus Marcius) — по преданию, 4-й царь Древнего Рима. Правил в 640–616 до н. э. Внук Нумы Помпилия со стороны матери.
Имя Анка Марция означает «служитель Марса», что во многом определило его судьбу. Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслами и торговле. Однако соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентийский холм, став родоначальником плебейского сословия. Тем самым владения Рима были расширены до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу — Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.
При Анке Марции в Рим прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.). Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост. Он же построил в подошве Капитолия тюрьму.
По мнению некоторых историков, Анк Марций и Нума Помпилий являются одним и тем же лицом[1]. На это указывает второе имя Анка Марция — Нума Марций. Такое раздвоение было сделано затем, чтобы подчеркнуть роль Нумы как мостостроителя (понтифика).
Луций Тарквиний Приск, либо Тарквиний Древний (лат. Lucius Tarquinius Priscus) — пятый царь Древнего Рима. Правил с 616 по 579 г. до н. э. Историчность Тарквиния признаётся большинством современных историков.
По преданию, родиной царя был этрусский город Тарквинии. Настоящее имя его было Лукумон. Отец Луция Тарквиния — Демарат переселился в Тарквинии из греческого города Коринфа. Рождённый от тарквинянки, Лукумон ещё в молодости добыл себе большое состояние и женился на Танаквиле — женщине умной и честолюбивой. Она-то и посоветовала ему перебраться в Рим, т. к. в Тарквинии, из-за того, что Лукумон не был чистокровным этруском, ему был закрыт путь к высшим должностям.
Лукумон со всем домом и богатствами отправился в Рим. Когда он на своей колеснице уже подъезжал к Яникулу, орёл закружился над головой будущего царя, схватил его шлем, поднял в воздух, а потом опять возложил его на голову. Танаквила увидела в этом доброе предзнаменование и сказала, что Лукумон станет царём.
Прибыв в Рим, Лукумон взял себе новое имя: Луций Тарквиний. Благодаря своему богатству и мудрости, он вскоре стал одним из самых влиятельных людей в Риме. Царь Анк Марций заметил Луция Тарквиния, сделал своим приближённым и назначил начальником конницы. После его смерти, Луций Тарквиний убедил Народное собрание в том, что именно он, а никто из малолетних детей Анка Марция должен стать царём Рима.
Многие историки, в том числе Нибур и Моммзен, отвергают предание об этрусском происхождении Луция Тарквиния и считают, что он принадлежал к трибе луцеров Следует отметить, что во времена Лукумона уже существовал род Тарквиниев.
После своего избрания на царство Луций Тарквиний вынужден был продолжать внешние войны с латинами, этрусками и сабинянами. Приступом были взяты такие города как Апиолы, Фирулея, Камерия и Номентум. Те латинские города, которые сдавались без боя, должны были стать римскими союзниками без уменьшения своих прежних прав. Напротив, город Корникул за упорную защиту после взятия был разрушен до основания. Луций Тарквиний сумел подчинить Этрурию и сабинян и взял огромную добычу. При нём Рим окончательно стал главой латинского союза, унаследовав это звание от разрушенной Туллом Гостилием Альба-Лонги.
За время своего царствования Луций Тарквиний провёл много реформ, вплотную занялся обустройством Рима. При нём в Риме начало развиваться искусство. Вот основные вехи его деятельности:
* Луцием Тарквинием сенат был увеличен до 200 человек за счёт новых членов из бедных родов. Среди них были Октавии. Также до 1800 человек была расширена центуриатная комиссия.
* При нём был построен Храм Юпитера Капитолийского, отведено место под Римский форум. Луций Тарквиний, по легенде, для отвода сточных вод построил римскую канализацию — Большую Клоаку. Им же было построено здание большого цирка для проведения регулярных скачек и празднеств.
* Луций Тарквиний принёс в Рим многие этрусские обычаи и после побед над этрусками и сабинянами первым отпраздновал в Риме триумф по этрусскому образцу.Сыновья Анка Марция тем временем продолжали таить злобу на любимца своего отца, который отобрал у них царскую власть. В рамках заговора они устроили показную ссору между собой, и когда Луций Тарквиний вышел к ним, чтобы примирить — он был убит ударом дубинки. Тем не менее, заговорщики ничего не выиграли от этого убийства и были изгнаны из города: курульное кресло же занял приёмный сын убитого царя и любимец Танаквилы — Сервий Туллий.
Сервий Туллий (Servius Tullius) — согласно римскому преданию, шестой (первым был Ромул) царь Древнего Рима в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.
Сервий Туллий родился в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя — Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиле — жене римского царя. Сервий Туллий рос при царском дворе, пока с ним не случилось чудо: однажды, когда он спал в атрии, яркое пламя короной охватило его голову. Танаквила увидела в этом событии знамение и посоветовала царю Тарквинию Приску обратить внимание на мальчика и дать ему хорошее образование. Сервий Туллий действительно проявил большие способности и стал любимцем царя, патрициев и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквила сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.
Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и Этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.
Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.
С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких комиций было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центуриев 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.
По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э..
Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.
Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую — за гордого Луция, а честолюбивую меньшую — за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.
Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной» (лат. Vicus sceleratus).
Луций Тарквиний стал римским царём и получил прозвище Гордый.
Луций Тарквиний Гордый (лат. Lucius Tarquinius Superbus или Тарквиний II) — согласно римскому преданию, последний, седьмой царь Древнего Рима в 534—509 г. до н. э. Известен своей тиранией. Был изгнан из Рима.
Отцом Тарквиния Гордого был пятый царь Рима: Тарквиний Приск. После его убийства в 578 г. до н. э. сыновьями Анка Марция, власть в свои руки взял любимец Танаквилы (жены Тарквиния Приска) — Сервий Туллий. Сыновья Тарквиния Приска — Луций и Арун — в то время ещё были младенцами. Для того чтобы предупредить своё возможное свержение сыновьями царя-предшественника, Сервий Туллий старался привязать их к себе. Царь решил отдать им в супруги своих дочерей: кроткую и ласковую — за гордого Луция, а честолюбивую меньшую — за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.
Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим и попытался сместить своего тестя. В первый раз ему это не удалось — по легенде, за царя вступился народ. Луций Тарквиний был вынужден спасаться бегством. Сделав выводы, в следующий раз он решился на решительные действия тогда, когда народ был занят на полях. Луций Тарквиний созвал сенат (это была привилегия царя) и объявил о том, что он, а не Сервий Туллий является законным наследником престола. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала колесницей его младшая дочь Туллия.
Сразу после своего избрания на царство Луций Тарквиний окружил себя ликторами и начал проводить политику репрессий против приверженцев погибшего Сервия Туллия. Численность сената, рассчитывавшего на то, что Луций Тарквиний вернёт патрициям былые привилегии, сократилась в результате козней и доносов почти вдвое. Царь не только не пополнял его, но и стал созывать как можно реже. Функции сената фактически заменил совет приближённых царя.Благодаря большой военной добыче, Луций Тарквиний занялся активным строительством в Риме. При нём была достроен храм Юпитера на Капитолийском холме, закончено строительство канализации (Cloaca Maxima). Тарквиний Гордый уничтожил сабинянские святилища и уровнял Тарпейскую скалу, возвышавшуюся над форумом, откуда сбрасывали осуждённых в Тибр.
Тарквинию Гордому приписывается покупка части собрания пророчеств Кумской сивиллы, которая сама явилась к царю и предложила ему приобрести 9 свёртков по огромной цене. Царь в это время был занят постройкой храма Юпитера и отказался. Через некоторое время сивилла появилась опять и предложила купить по той же цене не 9 свёртков, а 6. Остальные свёртки она сожгла. Тарквиний Гордый отказался и на этот раз. Когда сивилла по той же цене предложила Тарквинию купить только три свёртка с предсказанием судьбы Рима, угрожая сжечь и их, царь всё-таки согласился. Пророчества сивиллы было поручено хранить в подземелье Капитолия, а консультироваться с ними только по чрезвычайному поводу. К примеру, со свитками консультировались после поражения римлян в Битве при Каннах. Тогда пророчество посоветовало похоронить заживо двух галлов и двух греков на рыночной площади. Магистраты последовали этому совету, продемонстрировав тем самым, что любое варварство могло сойти с рук, если речь шла о защите независимости Рима.
Луций Тарквиний Гордый проводил активную завоевательную внешнюю политику. Он упрочил союз Рима и латинских городов путём физического устранения тех, кто считал Рим поработителем Лация и созданием родственных союзов. Так свою дочь он выдал за Октавия Мамилия — царя Тускула. При Тарквинии Гордом римские войска впервые вторглись в область вольсков — были завоёваны города Суесса-Помпеция и Анксур. Были подавлены сабиняне и этруски.
Особенная легенда связана с латинским город Габии, находящимся в центре Лация, который взбунтовался против диктатуры Тарквиния Гордого. Из-за большой протяжённости его стен и трудностей осады римским войскам не удавалось взять город. Тогда Луций Тарквиний прибегнул к хитрости: в Габии прибыл Секст Тарквиний под предлогом спасения от жестокости своего отца. Никого не удивило, что Тарквиний даже к своим детям был жесток. Секст отличился в вылазках, и скоро ему было поручено командование гарнизоном осаждённого города. По приказу отца, он ослабил или уничтожил всех богатых и важных граждан города Габии, а потом и вовсе открыл ворота города римлянам. Впрочем, город не был разграблен. Луций Тарквиний отдал его сыну Сексту в вотчинное владение.
При Тарквинии Гордом в армию перестали брать представителей низших классов — их использовали в строительстве. Армию же комплектовали, в основном, из наёмников.
Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей терпения: родственники Лукреции Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола внесли её тело на форум и убедили граждан изгнать царя и установить республиканское правление. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. Секст Тарквиний был убит во время восстания в Габии.
В изгнании Луций Тарквиний пытался заручиться поддержкой этрусских и латинских царей, убеждая их в том, что Рим хочет распространить республиканское правление по всему Лацию. Этрусский царь Ларс Порсена, на которого Луций Тарквиний рассчитывал больше всего, несмотря на победы над римлянами, вынужден был заключить с республикой мирный договор. Луций Тарквиний сумел настроить против Рима латинян, однако в битве при озере Регил в 496 г. до н. э. союзное войско было побеждено римлянами. В битве погибли все оставшиеся сыновья Тарквиния. Бывший царь был вынужден бежать в этрусский город Кумы к царю Аристодему, где и скончался в 495 г. до н. э.


Создан 09 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
UBN