Хорхоруни

История Цивилизаций Ближнего Востока 2 Е

История Армений ..после принятия христианства .. 1



http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1500ad.jpg

http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1400ad.jpg

http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1300ad.jpg

http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1200ad.jpg

http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1100ad.jpg

[url=http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1025ad.jpg]http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1025ad.jpg

[url=http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1000ad.jpg]http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_1000ad.jpg

[url=http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_900ad.jpg]http://worldhistorymaps.info/images/East-Hem_900ad.jpg


История Армений ..после принятия христианства ..

В 286 г. с помощью римлян на престол вступает Тиридат III Великий, сын Хосроя, при котором в Армении утверждается христианство. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл св. Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302—326). Вначале христиане подвергались гонениям, но когда Трдат сам принял христианство (в 301 г.), оно было сделано государственной религией и, не без кровавых распрей, изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. В 332—338 годах царём Армении был Хосров Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом:[21]
В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.
Аршак II, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нём могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счёт подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам.
Спустя некоторое время сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно.
В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.
Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа, но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.[22]
К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.
Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.
Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.[23]
В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая часть отошла к Риму, основная — к Персии, север (провинции Арцах, Утик и Шакашен) — к Албании, которая также становится частью Персии. Для укрепления христианской религии, перевода Библии и богослужебных книг, основания армянских национальных школ, Месроп Маштоц в 405—406 гг. создает современный армянский алфавит. В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 г. персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию сасанидского государства и с низвержением Арташеса положил конец Аршакидской династии и в Армении.
Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью Месропа Маштоца и его учеников. В то же время в III — начале IV вв. в Римской империи происходила активная христианизация населения, поддерживаемая властями. Персы не без оснований считали, что христианская религия ориентирует армян в сторону Рима.
В 438 г. персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью и внутреннего единства. Для армян были убраны некоторые привилегии и приказано перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб вождь повстанцев Вардан Мамиконян. Несмотря на победу персов, Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. К тому же вновь начали беспокоить кочевники. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство.
В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
В 591 году великий византийский воин и император Маврикий одержал победу над персами и вернул империи большую часть оставшейся территории Армении. Маврикий был свергнут тираном Фокой, который в свою очередь был свергнут Ираклием. В 629 году Ираклий завершил завоевания, начатые Маврикием.
Династия Сасанидов была разгромлена в 630-е годы завоевателями Передней Азии — арабскими калифами. В 645 арабские армии Халифата атаковали Армению, большая часть которой перешла во власть калифов. Армянский генерал Теодорос Рштуни был назначен арабами верховным правителем Армении, Грузии и Албании Кавказской. Во время войн между калифами и византийскими императорами Армения снова страшно страдала и управлялась частью византийскими, частью арабскими наместниками. Наместники Сасанидов назывались марзпанами и пользовались во многих отношениях неограниченной властью; при господстве калифов наместники назывались остиканами, а при византийских императорах — куропалатами. В VIII веке в Армении происходили восстания, вызванные жестокостью арабских сборщиков налогов. В результате их подавления большая часть земель Армении обезлюдела.
В VII—VIII веках в Армении зародились и получили широкое распространение христианские секты павликиан и тондракийцев. Они имели серьёзное влияние также в Византийской империи.
Армянское население оказывало огромное влияние на Византию. Многие византийские императоры имели армянское происхождение. Император Ираклий был армянского происхождения, так же как и император Филиппик. Император Василий I, занявший византийский трон в 867 году, являлся первым из Македонской династии, которую часто называют армянской династией из-за армянского происхождения Василия I. Василий I воплощал в себе то сильное влияние, которое армяне оказывали на Восточную Римскую империю.[24] И действительно, в рамках Византийской империи сосуществовало множество различных групп населения, отличающихся по национальному и языковому признакам, но только армянам было позволено поддерживать свою собственную культуру.
С конца IX века династия Багратидов ненадолго привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъему. Багратидская Армения была признана суверенным царством двумя главнейшими силами региона: Багдадом в 885 году и Константинополем в 886 году.
Ашот I (ум. в 889 году) — потомок древнего и могущественного армянского рода Багратидов — с соизволения калифа Мутамида Биллаха, в 885 г. получил корону и сделался основателем третьей великой династии Багратидов, или Багратуни, царствовавшей до 1046 г. Ашот Железный, сын мученически погибшего Смбата, сумел изгнать мусульманских мародёров, разорявших Армению, и добиться внутреннего единства. Апогея мощи, процветания и культурного расцвета Армения достигла при преемниках Ашота: его брате Аббасе II, который сделал столицей Карс; сыне Аббаса Ашоте III Милосердном, который перенёс столицу в Ани; а затем при сыновьях Ашота Милосердного Смбате II Победителе и Гагике I.
Ани — древний армянский город, становится новой столицей царства на апогее её развития в 961 году, а само царство зовётся Анийским.[26] Населения города составляло приблизительно 200 тысяч жителей и он назывался так же «городом 1001 церкви». Со становлением Ани столицей Армения становится густонаселённой и процветающей страной, оказывающей политическое и экономическое влияние на другие государства региона.
Несмотря на это, Армения, будучи расположенной между соперничающими Византийской империей и Аббасидским Халифатом, не являлась достаточно сильной страной. Её существование зависело от обоих этих стран, желающих, чтобы далее Армения развивалась в качестве буферного государства, и была лишь настолько сильной, насколько это было нужно для самостоятельного поддерживания этого статуса. Феодальная система понемногу ослабила страну, разрушая лояльность к центральному руководству. В конце Х — начале XI веков возникшие распри между членами династии Багратидов и отпадение Арцруни ослабили внутреннее единство в стране.
Таким образом, внутренне ослабшая Армения стала лёгкой мишенью для Византии. В 1021 году византийцы присоединили к себе Васпуракан, а в 1045 захватили Ани. В 1064 году город захватили и разрушили турки-сельджуки во главе с Алп-Арсланом.[27]
В XI веке (около 1080 года) Киликия и часть Малой Армении, в горах которой с давних пор укрывалось от персов и турок множество армян, были освобождены Рубеном I, родственником последнего царя Багратидов, тоже бежавшего в горы от византийского ига. Чтобы избежать смерти или порабощения в руках тех, кто убил его родственника Гагика II, царя Ани, Рубен I вместе с другими армянами отправился к ущелью горы Тавр, а затем в киликийский город Тарс. Здесь местное византийское правительство даёт им убежище. Таким образом, примерно в годы с 1080 по 1375, армянская государственность перемещается на юг в Киликию.
После того как члены первого крестового похода появились в Малой Азии, армяне начали развивать отношения с Европейскими государствами крестоносцев, процветавими в Леванте до тех пор пока не были завоёваны мусульманскими государствами. Граф Балдуин I Иерусалимский, который вместе с остальными крестоносцами переправлялся через Малую Азию в Иерусалим, покинул армию Крестоносцев и получил приют у Тороса, армянского правителя Эдессы, исповедовавшего православие.[29] Поскольку армяне являлись врагами сельджуков и имели неприязненные отношения с византийцами, они благожелательно отнеслись к графу крестоносцев, и, когда Торос был убит, Балдуин был сделан правителем нового Эдесского Графства крестоносцев. По всей видимости армянам нравилось правление Балдуина и крестоносцев вообще, поэтому многие из них воевали бок о бок с христианами Европы. После того, как Антиохия была взята в 1097 году, Константин, сын Рубена, получил от крестоносцев баронский титул.
Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликию единственной значимой присутствующей на Ближнем Востоке христианской страной.[29] Такие мировые силы как Византия, Священная Римская империя, папство и даже Аббасидский халиф соперничали за влияние над Киликией. Каждый стремился стать первым, кто признает принца Малой Армении Левона II из династии Хетумидов законным королём. В результате, 6 января 1198 года в городе Тарс он был коронован и провозглашён царём и Германской и Византийской империями. На коронации Левона II присутствовали представители и христианских и нескольких мусульманских стран, таким образом подчеркнув значительное положение, которые приобрела Киликия.[29] Армянское правительство бывало в частом контакте с крестоносцами и определённо оказывало содействие и в других крестовых походах.
Являясь единственным средневековым армянским государством своего времени, Киликия значительно процветала. Поскольку короли Киликии звались королями армян, а не киликийцев, страна окончательно приобрела армянскую идентичность. В Малой Армении армянская культура переплеталась как с европейской культурой крестоносцев, так и эллинистической культурой Киликии. Своего расцвета Киликийское царство достигло в период правления Хетума I. Ему удалось заключить договор с монголами, и, таким образом, не только уберечь свою страну от разрушения, но и использовать этот союз в борьбе с врагами.
Как только католические семьи начали распространять своё влияние на Киликию, Папа римский захотел, чтобы армяне приняли католичество. Эта ситуация разделила население царства на прокатолические и проапостольские лагеря.
Армянская независимость продлилась до 1375 года, когда египетские мамлюки во главе с султаном Ша-баном, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Киликии, разрушили её. Последний царь, Левон VI, из рода Лузиньянов, но с материнской стороны Рубенид, освободившись из египетского плена, уехал в Париж, где скончался в 1393 году. С этого времени Киликийская Армения стала зависимым государством и перешла в 1403 году от египетских султанов под власть Караманидов, в 1508 году персов и, наконец, в 1522 и 1574 годах — под власть османов.
В середине XI века Армения начинает подвергаться набегам турок-сельджуков — завоевателей, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране. В 1048 году они разоряют Арзни, расположенный вблизи Эрзурума, а в 1064 г. захватывают Ани. В 1071 году, после того как византийская армия была разгромленна сельджуками в битве при Манцикерте, турки захватили оставшуюся часть Великой Армении и большую часть Анатолии.[30][31] Только несколько армянских князей сохранили свою независимость (которую потеряли в 1242 году, когда монголы завоевали всю Армению).[32] После смерти Мелик-шаха, власть сельджуков на местах постепенно угасала и оказывалась в руках местных правителей.
В течение короткого периода в конце XII — начале XIII веков мусульманские силы на территории Великой Армении были серьёзно вытеснены усилившейся грузинской монархией в период правления там царицы Тамары. Местная армянская знать (нахарары), объединив свои усилия с грузинами, смогли освободить территории на северо-востоке Армении. Эти земли управлялись Закарянами/Мхаргрдзели известным армяно-грузинским знатным родом, находившимися под властью грузинской короны.[34] Ильдегизиды дважды отразили вторжение грузинских войск в Армению, отвоевав и заново отстроив Ани.
В составе государства Атабеков,Армения пребывала до монгольского вторжения. После него Армения была ареной войны между Атабеками, хорезмшахом Джелал ад-Дином и монголами, завершившейся окочательной победой и покорением Армении и всего региона монголами.[35] Лишь Хаченское княжество, располагавшееся на территории нынешнего Нагорнго Карабаха, оставалось более-менее независимым.[36]
Из-за своего геостратегического положения Армения постоянно была ареной войн между крупнейшими империями региона. Только в ходе ирано-турецких войн, происходивших между 1513 и 1737 годами, контроль над Ереваном сменялся четырнадцать раз.
В 1604 году Аббас I Великий совершил поход выжженной земли против османов в Араратской долине. Город Джульфа в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.
Осаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск. Чтобы предотвратить возможное пополнение припасов врага с этой земли, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских угодий на равнине. И как часть всего этого, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в их отступлении. Около 300 тысяч людей было таким образом отправлено к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были тотчас убиты. Ранее шах приказал разрушить единственный мост, и людей заставили проходить через воду, где огромное количество людей утонуло, унесённое течением, так и не добравшись до противоположного берега. Это было лишь начало их суровых испытаний. Один очевидец, — Отец де Гуян, — описывает положение беженцев так:
Не в состоянии поддерживать свою армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные на преследование шаха в 1605 году были разгромлены, и к 1606 году Аббас снова завоевал всю территорию, что ранее проиграл туркам. Тактика выжженной земли сработала, несмотря на ужасающую цену, заплаченную армянским народом. Было подсчитано, что из 300 тысяч переселяемых, лишь половина выжила и попала в Исфахан.[источник не указан 173 дня]
Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Административно она образовывала Чухур-Саадское беглябегство Сефевидской державы со времен Исмаила I-го. После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашской племени Устаджлу, являвшимися наследственными владетелями Чухур-Саада объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении[39] пришлыми тюркскими племенами[38] армяне к XVIII веку составляли 80 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменил тюркское племя Кенгерли. При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.
С конца XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха существовал союз пяти армянских княжеств (меликств) — Хамс. В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.
В результате русско-персидской войны 1803—1813 г.г. к России было присоединено азербайджанское Карабахское ханство, частью которого был населённый армянами Нагорный Карабах [40] [41], а также Зангезур (Сюник) со смешанным населением. Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. Однако в ходе Русско-персидской войны 1826—1828 Эривань была взята графом Паскевичем (5 октября 1827 г.); несколько ранее (в июне) пала и столица азербайджанского ханства город Нахичевань. Подписанные затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию. На месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана[42] потомки армян, насильственно выселеных персидскими властями из Закавказья в XVI—XVII вв. [40] Впоследствии Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию (1849).
По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении — Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.
Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Мехмед и его преемники использовали религиозные особенности проживающих в империи людей различной национальности как метод контроля населения,[источник не указан 173 дня] и поэтому османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне Константинополя росли в числе и стали уважаемыми (если не полноценными) членами общества.
Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса дхимми. Армяне, проживающие в Константинополе пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они были подвержены жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить ещё и налоги, наложенные курдскими племенами.[43] Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.[44]
В XVI — начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще и к армянам в частности стало заметно ухудшаться. После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 году произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.
После Русско-турецкой войны 1877—1878 годов к России отошла от Турции часть исторической Армении — Карс и его окрестности. Берлинский трактат, завершивший эту войну, также потребовал от султана реформ на территории Турецкой Армении и предоставления армянам гарантий безопасности и самоуправления. Таким образом, армянский вопрос был впервые выдвинут в качестве международной дипломатического проблемы, что крайне обнадежило армян.
Тем не менее, условия жизни в Турецкой Армении при султане Абдул-Гамиде II (1876—1908) ухудшались на глазах. Армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов. Однако в Стамбуле они пользовались пока ещё значительными привилегиями. Они организовали отдельные «миллеты» (национальные сообщества) и наслаждались некоторым коммунальным самоуправлением. Оттоманские государственные службы и банковские системы были во многом укомплектованы армянами и греками. Более высокий культурный уровень и усердие сделали их предметом зависти со стороны местного населения — турецких торговцев и посетителей базаров.
Армянское национально-освободительное движение было попыткой армян освободить свою родину на востоке Малой Азии и в Закавказье от османского и русского доминирования и восстановить независимость Армении. Национально-освободительное движение балканских народов и последующее вовлечение европейских сил в Восточный вопрос оказали сильное влияние на подавленное на этот момент национальное движение армян в Османской империи и на развитие национально-освободительной идеологии.[45] Армянское национальное движение не считая его отдельных героических личностей было организованной деятельностью, представленной тремя армянскими партиями: Социал-демократической партией Гнчакян, Арменакан и Дашнакцутюн. Последняя была крупнейшей и самой влиятельной партией. Те армяне, которые не стали поддерживать национальное движение или остались нейтральными, назывались словом «чезок» (в переводе с армянского «չեզոք» означает нейтральный).
В 1895 году Абдуд-Гамид принялся за осуществление своего варианта «окончательного решения армянской проблемы». Были сформированы особые вооруженные отряды, названные в честь султана «гамидиями», целью которых было массовое убийство армянского населения в Сасуне, Эрзруме, Трабзоне, Ване, Харпуте, Стамбуле и Мараше. Армянские революционеры ответили захватом Оттоманского банка в Стамбуле и обращением за помощью к европейским державам. Это стало сигналом к всеобщей армянской резне, во время которой погибло около 300000 армян, а ещё 80000 бежали в другие страны. В 1904 году сасунцы организовали восстание, которое закончилось поражением.
В 1908 году в Турции произошла революция, возглавляемая так называемым «Комитетом единения и прогресса», или младотурками. Комитет провозгласил конец деспотического правления Абдул-Гамида II и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Армяне поддержали движение младотурок и приняли участие в формировании нового правительства. Однако вскоре произошла зверская резня в Адане, где погибло более 15000 армян.
Армянские подданные Российской империи, несмотря на столкновения с татарами и курдами, происходившими в начале XX-го века (см. Армяно-татарская резня), жили в относительной безопасности по сравнению со своими собратьями, жившими в Османской Турции. После распада Российской империи обострились межэтнические отношения в Закавказье в районах со смешанным населением. В марте 1920 года произошла шушинская резня.
В последние годы существования Османской империи в ней начались этнические чистки среди христианского населения, особенно сильно в которых пострадали армяне. Первая волна убийств прошла в 1894—1896 годах, а последняя — в 1915—1923 годах. В ходе Первой мировой войны османские турки обвинили армян в союзе с Российской империей и использовали это как предлог для объявления всего армянского населения врагом внутри страны. События с 1915 по 1923 года расцениваются подавляющим большинством историков именно как поддержанное государством массовое убийство — геноцид.[46] Турецкие власти, однако, утверждают, что смерти были результатом гражданской войны, сочетавшиеся с болезнью и голодом, с жертвами с обоих сторон.
Точное число жертв трудно подсчитать. Из множества источников известно, что только в лагерях погибло более миллиона человек, не считая армян, которые были умершвлены иными способами. Общее число погибших оценивается в полтора миллиона человек. Сотни тысяч армян вынуждены были спасаться от преследования и искать новую страну проживания.
Большинство главных организаторов и исполнителей геноцида были ликвидированы армянскими народными мстителями в ходе операции «Немезис».
В память о жертвах геноцида 24 апреля объявлено днём траура в Армении.
В период с середины XI по начало XX века на территории исторической Армении не было сильной армянской государственности. Существовали лишь относительно независимые княжества и меликства. Они временами были подконтрольны византийцам, монголам, персам и туркам. В начале XX века Западная Армения оставалась под турецким игом, а Восточная являлась частью России. С началом развала Османской и Российской империй вновь появилась надежда на создание сильного армянского государства на территории исторической Армении.
После Октябрьской революции 1917 года и полного развала Российского государства, в Закавказье образовалась Закавказская федерация с центром в Тифлисе. В сентябре 1917 года на съезде в Тифлисе был избран Армянский Национальный Совет — впервые появившийся у Армении верховный политический орган с тех пор, как в 1375 году пала Малая Армения. Тем временем русская армия покидала Кавказский фронт, и турецко-немецкие регулярные войска перешли в наступление. Закавказскими силами (костяк которых составляли армянские части) были оставлены сначала Эрзинджан, затем Эрзурум. Подписанный в Брест-Литовске мирный договор между Россией с одной стороны и Германией и Турцией с другой сделал положение закавказцев катастрофическим. В Ване армяне продолжали сопротивление турецкой армии до 18 апреля 1918 года, но, в конечном итоге, были вынуждены эвакуироваться и отступить в Персию. Грузины и тем более азербайджанские татары, вполне сочувствовавшие туркам, не видели смысла далее вести войну. Закавказская федерация распалась, и 28 мая 1918 года в Тифлисе была провозглашена Демократическая Республика Армении. Одновременно произошедшие битвы при Сардарапате и Баш-Апаране (на подступах к Еревану) спасли вновь образованную республику от окончательной гибели.
В 1920 году во французском Севре был подписан мирный договор, передающий значительную часть исторической Великой Армении армянскому государству. Тем временем турецкие националисты стремились завоевать дружеское отношение большевиков. Мустафа Кемаль Ататюрк отправил несколько делегаций в Москву, чтобы добиться поддержки для своего послеосманского движения. Такой союз обещал быть пагубным для армян. В 1920 году на границе Демократической Республики Армении с бывшим грузинским районом Олти собираются небольшие отряды и происходят перестрелки с турецкой армией. Турецкий генерал Казим Карабекир вводит четыре турецких батальона в регион и вытесняет армянские силы. Затем, 20 сентября, Карабекир двинулся в Республику Армении, вынудив правительство страны четырьмя днями позже объявить Турции войну.
Последствия войны Республики с Турцией были суровыми. По Александропольскому договору молодая армянская Республика должна была разоружить большинство своих войск, оставить 50 % своей довоенной территории, сдать все территории перешедшие ей по Севрскому мирному договору. Тем не менее, поскольку условия поражения обговаривались, большевик Григорий Орджоникидзе проник в Республику Армении из Азербайджана для того, чтобы установить в стране новое правительство, поддерживающее большевиков. 29 ноября 11-я Советская армия вошла в Армению в Каравансарае (ныне Иджеван) и сразу же вступила в Ереван. 16 марта 1921 г. между Советской Россией и Турцией был подписан Московский договор, условия которого были продублированы в октябре того же года в Карсском договоре уже с участием новых советских республик Закавказья — Армении, Грузии и Азербайджана. Согласно этому договору Турция получала Карс, Игдыр и Ардаган, но эвакуировала Гюмри и Аджарию; Нахичевань, бывшая спорной территорией между Арменией и Азербайджаном, передавалась Азербайджанской ССР). Территория, отданная Турции включала древний город Ани и гору Арарат, являющиеся духовными символами армян.
В 1922 году Армения вошла в СССР, став одной из трех республик, составивших Закавказскую СФСР. Таким образом, с потерей Арменией суверенитета в международной политике и лишением армянского нагорья его коренного населения, армянский вопрос исчез с международной повестки.
В 1928 году в Армении началась массовая коллективизация. Закавказская СФСР была упразднена в 1936 году, и Армянская ССР непосредственно вошла в состав Советского Союза. Последствия социальных преобразований, проводимых советским руководстом, были тяжёлыми для Армении, как и для большинства других республик Советского Союза. Армяне находились под строгим контролем. Практически не было свободы слова. Во время правления Сталина любой человек, подозревавшийся в употреблении национальной риторики в своих работах, отмечался как предатель или пропагандист. В 1930-е — 1940-е годы подверглась репрессиям армянская интеллигенция. Советская Армения внесла свой вклад в победу во Второй мировой войне, послав на линию фронта сотни тысяч солдат для борьбы с нацизмом[источник не указан 164 дня].

Советское правление также имело и несколько позитивных аспектов. Армения, ослабшая от нахождения на протяжении многих лет под чужим господством, не была бы способна удержать государственность, находясь в окружении враждебно настроенных тюркских соседей; поэтому нахождение в составе СССР способствовало защите Армении от кемалистской Турции. Также Армения извлекла пользу из советской экономики, особенно, когда та была на вершине своего подъема. Из аграрной страны Армения превратилась в индустриальную, развивалась инфраструктура. Провинциальные сёла постепенно увеличивались, превращаясь в города. Мир между Арменией и Азербайджаном был достигнут, хоть и временно. В 1943 году на базе армянского филиала АН СССР была основана Академия наук Армянской ССР. На протяжении этого времени в Армении было немалое азербайджанское меньшинство, главным образом сосредоточенное в Ереване. Так же и в Азербайджане было очень большое армянское население, сосредоточенное в Баку и Кировабаде, но эта демография сильно изменится во время и после карабахского конфликта. 24 апреля 1965 года десятки тысяч армян вышли на улицы Еревана, чтобы напомнить миру об ужасах, которым подверглись их отцы и деды во время Геноцида армян 1915 года. Это была первая в СССР публичная демонстрация, в которой участвовало такое большое число людей, защищавших свои национальные интересы[источник не указан 164 дня].
В конце 1980-х Армения страдала от загрязнения. После введения Михаилом Горбачёвом гласности и перестройки публичные демонстрации стали более общепринятыми. Тысячи армян участвовали в демонстрациях в Ереване, из-за неспособности СССР принимать меры для решения простых экологических вопросов. Позднее, с началом конфликта в Карабахе, демонстрации начали приобретать более освободительный окрас. Многие армяне начали требовать для своей родины статус государственности.
В 1988 году жертвами Спитакского землетрясения стали десятки тысяч людей. Были разрушены такие города, как Ленинакан (ныне Гюмри) и Спитак. Множество семей остались без крова. Тяжелая ситуация, созданная землетрясением и последующими событиями, вынудила многих жителей Армении покинуть страну и поселится в странах Северной Америки, Восточной Европы и в Австралии.
После того как 20 февраля 1988 года парламент Нагорного Карабаха, бывшего тогда автономной областью в составе Азербайджанской ССР, проголосовал за присоединение региона к Армении (миацум), вспыхнул межэтнический конфликт между армянами Нагорного Карабаха и азербайджанцами. Карабахские армяне, поддерживаемые Арменией, защищали свою землю в Нагорно-Карабахской войне.
Армения объявила о своей независимости от Советского Союза 23 августа 1990 года. Вслед за Августовским путчем, на референдуме был поднят вопрос об отделении. Последовало чрезвычайное голосование, а полная независимость была объявлена 21 сентября 1991 года. Тем не менее, полного признания не происходило до формального распада Советского Союза 25 декабря 1991 года.[/url] [/url] [/url]


Создан 07 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
UBN